Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Российский флот стратегических бомбардировщиков, 2019 (IV)

Россия эксплуатирует два типа тяжелых бомбардировщиков: Ту-160 «Блэкджек» и Ту-95МС «Медведь». По оценкам американских экспертов, общее число тяжелых бомбардировщиков, входящих в российского арсенал стратегических средств доставки ядерных боеприпасов, колеблется от 60 до 70 самолетов, из которых, возможно, только 50 считаются развернутыми в рамках Нового Договора по СНВ (СНВ-3). Оба типа бомбардировщика способны нести ядерные крылатые ракеты AS-15 Kent (Х-55). Самолеты Ту-95МС оснащаются ракетами AS-15А, а самолеты Ту-160 несут в качестве боевой нагрузки ракеты AS-15В, которые имеют большую дальность полета. В зависимости от типа каждый бомбардировщик может нести от шести до шестнадцати единиц ядерного оружия. Таким образом, 50 развернутых бомбардировщиков могут быть загружены несколькими сотнями единиц ядерных боеприпасов, но в рамках договора СНВ-3 им будет засчитываться только 50 боеприпасов. По мнению американских специалистов, модернизированные версии самолетов могут оснащаться и новой крылатой ракетой AS-23В (Kh-102). Хорошо информированный источник сообщает, что в настоящее время самолеты Ту-95МС и Ту-160 не оснащаются неуправляемыми ядерными гравитационными бомбами. В свое время бомбардировщик Ту-160 был оборудован для перевозки ядерной боевой ракеты малой дальности AS-16 Kickback (Х-15), но статус этого оружия остается для специалистов неопределенным. Считается, что AS-16 снят с вооружения или помещен на длительное хранение.

Для американских экспертов остается неясным вопрос о том, сколько ядерного оружия в действительности приписано к тяжелым бомбардировщикам. Каждый Ту-160 может нести до 12 ядерных крылатых ракет AS-15В воздушного базирования. Ту-95МС может нести от шести до шестнадцати крылатых ракет, в зависимости от конфигурации. В совокупности все бомбардировщики потенциально могут нести более 700 крылатых ракет. В принципе, как считают эксперты, Ту-160 может также иметь вторичную миссию с ядерными гравитационными бомбами, но также им очевидно, что старый и медленный Ту-95МС будет иметь шансы преодолеть современные системы ПВО. Считается, что большая часть ядерного оружия, предназначенного для бомбардировщиков, находится на центральном складе, а на двух базах бомбардировщиков развернута всего пара сотен единиц ядерных боеприпасов. В последние годы Россия также стала добавлять крылатые ракеты, оснащенные обычными неядерными боезарядами, к своему бомбардировочному флоту. Эта их способность была продемонстрирована в сентябре 2015 года, когда бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС запустили несколько обычных крылатых ракет большой дальности Kh-555 и Kh-101 против целей в Сирии. За последние несколько лет к российским базам бомбардировщиков были добавлены новые складские помещения, которые могут быть связаны с внедрением в их арсенал крылатых ракет в неядерном оснащении.

Почти все устаревшие Ту-160С и большинство Ту-95МС проходят различные процессы по их модернизации. Первые семь модернизированных Ту-160С и Ту-95МС вернулись в строй в 2014 году, еще девять – в 2016 году, еще пять – в 2018 году. Только несколько десятков Ту-95МС – возможно, около 44 единиц – будут модернизированы. По крайней мере, десять Ту-160С будут модернизированы к 2019 году, хотя экспертами и была отмечена некоторая задержка производства. В программу модернизации добавлены новые вооружения, в том числе обычная крылатая ракета Х-101 (AS-23А) и ядерная крылатая ракета Х-102 (AS-23B), Ракета AS-23B скорее всего, заменит ракету AS-15. В состав же будущего флота тяжелых бомбардировщиков войдут от 50 до 60 самолетов.

Россия также планирует выпустить модернизированную, скрытую версию Ту-160 (стелс-версия), известную как Ту-160М2, производство которой планируется начать после 2023-го года, с завершением поставки около 2030-го года. Как сообщается, российские аэрокосмические силы (ВКС) заказали 50 новых бомбардировщиков Ту-160М2 стелс-версии, однако, поскольку в настоящее время в инвентаре имеется всего только 16 Ту-160, России придется строить совершенно новые самолеты для выполнения этой программы модернизации парка бомбардировщиков. Серийное производство Ту-160М2 планируется начать в 2023-м году со скоростью выпуска до трех самолетов в год, а первые десять Ту-160М2 планируется поставить до 2027-го года. Возможно, что конечная цель в 50 новых бомбардировщиков Ту-160М2 может быть преувеличена американскими специалистами, но если она верна, то это приведет к снятию с вооружения большинства, если не всех, оставшихся Ту-95МС, которые, как ожидается, будут выведены из строя не позднее 2035-го года.

Ту-160М2, между тем, является лишь временным мостом к бомбардировщику следующего поколения, известному как «ПАК-ДА», разработка которого ведется уже несколько лет. В 2013-м году правительство России подписало контракт с производителем Туполева на строительство «ПАК-ДА» на Казанском заводе. Первый полет ожидается в 2025-м или 2026-м году, после чего серийное производство начнется в 2028-м или 2029-м году, но американским экспертам представляется маловероятным, что российская авиационная промышленность имеет на сегодняшний день достаточные мощности для разработки и производства двух стратегических бомбардировщиков одновременно.