Человек ступил на Луну, между двумя компьютерами передана информация на расстоянии, проведена стыковка пилотируемых "Союзов", выпущен первый в СССР кассетный магнитофон и закончены съемки "Белого солнца пустыни". Всё это было - вдуматься! - пятьдесят лет назад.
Нобелевскую премию по литературе в 1969 году получил Сэмюел Беккет, госпремию СССР - Андрей Малышко, но давайте лучше взглянем, какие книги остались для нас самыми важными сегодня, с расстояния в полвека.
"А зори здесь тихие..."
В восьмом номере журнала "Юность" за 1969 год опубликована повесть Бориса Васильева о пяти девушках-зенитчицах, погибших в неравном бою с отрядом фашистов весной 1942 года в северных лесах. Простой и глубокий рассказ о подвиге, о цене жизни, о судьбе женщины на войне сразу вызовет огромную волну читательского отклика, а впоследствии войдёт в каждый дом благодаря подробной экранизации Станислава Ростоцкого. И по сей день мы смотрим в неженское лицо войны глазами Риты, Жени, Лизы, Гали и Сони.
"Бойня номер пять, или Крестовый поход детей"
По другую сторону Атлантики тоже еще не утихли отзвуки Второй Мировой. Курт Воннегут дописал, наконец, книгу о пережитой им бомбежке Дрездена. В перспективе американского писателя подчеркнута бессмысленность чудовищных разрушений, осуждаются стереотипы милитаристских "крутых" героев, обнажается травматичность и непоправимость войны для психики человека. Роман не получил литературных наград и даже был запрещен, однако стал одним из знаковых произведений американской литературы ХХ века.
"Обитаемый остров"
Фантастический роман Аркадия и Бориса Стругацких публиковался в журнале "Нева" частями, с марта по май. Редакторы потребовали внести в рукопись огромное количество правок, чтобы отдалить от советской действительности, но даже в отцензуренном виде (Каммерер, Сикорски, ротмистры и панцервагены) вещь была настолько антиутопична, что вызвала волну обвинений в антисоветчине. После выхода "Обитаемого острова" отдельной книгой Стругацкие на десятилетие ушли в "самиздат". Он стал не только первым романом в "Трилогии Каммерера", но и одним из лучших образцов философской фантастики в мировой литературе, - и подарил русскому языку слово "массаракш".
"Крёстный отец"
Еще одна знаковая книга ХХ века, вышедшая в Америке, посвящена мафии. Марио Пьюзо был не первым, кто обращался к теме гангстеров и американской организованной преступности - но он один из немногих сконцентрировался не на описаниях погонь и перестрелок, а на формировании отношений и иерархии внутри мафиозных кланов; создал не криминальную хронику, а семейную сагу о патриархах послевоенного Нью-Йорка. Персонажи, основанные на реальных прототипах, стали почти историческими фигурами, и сейчас при слове "мафия" мы вспоминаем не Костелло или Дженовезе, а Вито Корлеоне и его семью.
"Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина"
"Роман-анекдот" - пожалуй, уникальное явление в мировой культуре. Из этого жанра, как из гоголевской "Шинели", вышли и "ДМБ" Охлобыстина, и "Штирлиц, или Как размножаются ежики", и стихи Остера и Григорьева. Владимир Войнович был автором популярных патриотических стихов - но с 1969 начинает свой путь в "самиздате" его повесть про похождения солдата Чонкина - не всегда приличные, а чаще всего просто отъявленно антисоветские и стёбные. Кто-то считает его "русским Швейком", кто-то - пошлым пасквилем, но несомненно одно: культура СССР оставила нам огромное анекдотическое наследие, поистине "народное" и вечное.
~*~*~
Если понравилось - подписывайтесь и читайте pro_sebia в ленте, а еще в Инстаграме и ВКонтакте