Выпуск "Прогрессов" начался ещё в 70-ые годы, прошлого века. Какие современные лодки смогут сравниться с "Прогресс 4" по его ходовым качествам, надёжности, живучести, невысокой стоимости (вместе взятым)?
Лет 15 назад, была у меня эта лодка. Повезло найти, почти в идеальном состоянии. И что важно, без переделок. Как с завода. От этой лодки остались самые лучшие воспоминания и несколько бумажных фотографий (извиняюсь - за их слабое качество).
Основные технические характеристики мотолодки Прогресс 4:
Материал корпуса: Дюралюминий. Длина наибольшая: 465 см. Ширина наибольшая: 170 см.. Высота борта: 65 см. Килеватость на транце: 7 град. Максимальная мощность двиг: 50 л.с. Толщина днища, мм: 2. Толщина обшивки бортов: 1,5 мм. Вес: 220-250 кг. Макс. высота волны: 0,75 м.
Прогресс 4 — одна из лучших моторных лодок. И сейчас, несмотря на солидный возраст, он достойно справляется со своими задачами.
Невысокая килеватость на транце, небольшой вес лодки и грамотно спроектированные обводы — позволяют уверенно глиссировать двум-трём рыбакам, с приличной загрузкой (на несколько дней похода), даже под мотором, мощностью всего 20-25 л.с. Оптимально 30-40 л.с. Максимум 50 л.с.
Я использовал П4 с мотором Suzuki DT40. На мой взгляд, это оптимальная мощность, для данной лодки. На фото ниже: я, лодка и мотор (2004г)
На фото выше, хорошо видны широкие потопчины. Я их обклеил ковролином (не было тогда у нас искусственного тика. Можно смело ходить по борту, не боясь опрокинуть лодку. Отличная остойчивость в статике!
Совет: если мощность вашего мотора выше 30 л.с, то сделайте дополнительное усиление транца. Так же, как у лодки Крым, это не помешает. Делается легко.
Ниже, на фото, варианты "затюнингованных" П4.
На высокой волне, небольшая килеватость П4 даёт меньше комфорта. С килеватостью 12-14 градусов (на транце) и 16-18 на миделе, было бы уютнее резать волны. Да и курсовая устойчивость бы выросла.
Но и мотор тогда, пришлось бы ставить в 50-70 л.с. Законы физики неумолимы: Чем выше килеватость, тем больше площадь смачивания (соприкосновения днища лодки с водой) — тем сильнее трение.
Во время рыбалки, можно смело перемещаться по кокпиту лодки. Не шелохнётся. Если напарник шагнул к борту — вам не придётся испуганно хвататься за воздух руками и зубами (как это бывает с лодками у которых высокая килеватость).
Ниже изображения "шильдиков" лодки Прогресс-4 с указание некоторых характеристик (можно листать, сдвигая в сторону). В разные годы, допустимая мощность и масса лодки, различались.
Просторный кокпит и носовой багажник П-4 вместят всё, что захочется (и ещё маленькую тележку). А, убрав сиденья, можно легко расположиться на ночёвку, подняв тент. Я всегда ночевал в лодке. Это гораздо удобнее, чем в палатке.
(ссылка на обсуждение ночёвки в лодке — ниже)
Прогресс 4 сделан очень надёжным, крепким. После его продажи, перебрав несколько лодок, часто жалею об этом. Но сейчас найти Прогресс 4, в хорошем состоянии, большая проблема. А у кого он в порядке — не станут продавать такую лодку, без крайней необходимости (за вменяемые деньги).
Поэтому, кто соберётся его покупать: Советую внимательно всё проверить. Возможно, что этот Прогресс, просто "наглухо ушатали".
Возможно, что корпус уже жрёт электрокоррозия. И восстанавливать его будет "себе дороже".
Но если найдёте в приличном состоянии, то поймёте, что такое настоящая лодка!
Ссылка на обсуждение и видео: "Ночёвка в палатке или в лодке: Где удобнее?"
Другая легендарная советская лодка называется "Крым". Рассказываю, по каким причинам я не хочу менять его на современную лодку (ссылка). И - небольшое видео о лодке "Крым":