Найти тему
Леди Инженер

Изобретатели и учёные без высшего образования (отечественная сборка)

Прошлую статью я посвятила иностранным изобретателям и учёным, не окончившим высшее учебное заведение, в этой статье речь пойдёт об отечественных светилах. Напоминаю, цель статьи не отрицание необходимости получения высшего образования, а подтверждение того факта, что терпение и труд вкупе с талантом и жаждой просвещения - всё перетрут. Самообразование - сила!

1. Иван Кулибин

Иван Петрович Кулибин (художник Веденецкий Павел Петрович)
Иван Петрович Кулибин (художник Веденецкий Павел Петрович)

Если имя Кулибина ассоциируется у вас только с расхожим выражением, то стоит освежить память и прочесть статью - 5 изобретений Кулибина, которые стыдно не знать (ссылка в конце). Многие решат, что Кулибин был выдающимся механиком и мастеровым человеком, поэтому хорошее (высшее) образование ему для работы в принципе и не требовалось. Однако он был не просто механиком, вспомните его проект одноарочного моста, Иван Петрович был и архитектором, и конструктором. Без понятия, какими расчётами он пользовался, проектируя этот мост, но его уменьшенная модель выдержала нагрузки превышающие заявленные. Демонстрация этого явления поразила даже скептиков, но к сожалению мост так и не был построен.

Всё, что нам известно о его образовании, так это тот факт, что в юношеском возрасте он обучился слесарному, токарному и часовому делу (сыну торговца мукой вообще было сложно рассчитывать на что-то большее). Серьёзные науки, по-видимому, осваивал самостоятельно.

2. Яков Борисович Зельдович

-2

Яков Зельдович вошел в историю как один из главных, но тайных создателей атомной бомбы в СССР. Опираяся на статью Алексея Викторова на сайте https://jewish.ru, приведу факты из жизни этого удивительного учёного.

" Когда Якову Зельдовичу разрешили публиковать свои научные статьи в зарубежных академических журналах, многие западные ученые не верили, что столь разносторонние области науки может освещать один человек. На Западе искренне считали, что Яков Зельдович – коллективный псевдоним большой группы советских ученых. Когда же выяснилось, что Зельдович – это все-таки не псевдоним, а настоящий человек, весь научный мир признал его гениальным ученым. При этом Яков Борисович не имел ни одного диплома о высшем образовании – просто с юношеских лет углублялся в те области науки, которые ему были интересны. Он работал с утра до ночи, но вовсе не приносил при этом себя в жертву – занимался тем, что любил больше всего на свете и без чего не мог жить. А сфера его интересов действительно поражает: химическая физика, физическая химия, теория горения, астрофизика, космология, физика ударных волн и детонации, ну и конечно же – физика атомного ядра и элементарных частиц".

После окончания школы Яков Борисович в течение года посещал курсы и работал лаборантом Института механической обработки полезных ископаемых. В институт химической физики, с которым связал всю жизнь, он попал ... с экскурсии. Ему только исполнилось 17 лет, Зельдович записался на экскурсию, начал задавать много специфических вопросов, экскурсовод оценил знания юнца на 3 курс университета, было очевидно - парень - гений. Так его взяли на работу аспирантом.

" Общение с теоретиками Ленинградского физтеха наряду с самообразованием и стало для Зельдовича основным источником знаний. Одно время он учился заочно в Ленинградском университете, позже посещал некоторые лекции в Ленинградском политехническом институте, но диплома о высшем образовании так и не получил. Несмотря на это, «бездипломного», но талантливого юношу в 1934 году приняли в аспирантуру Института химической физики АН СССР, а позже разрешили даже сдать кандидатские экзамены".

3. Израиль Моисеевич Гельфанд

-3

История Гельфанда чем-то похожа на Зелодовича. Будучи ребёнком он обучался в школе в приднестровском местечке Окны, а с 1923г. семья переехала в Чечельник (Украина), там он продолжил обучение в химической профессиональной школе, откуда вскоре был отчислен, как ребёнок "нетрудового элемента" (отец работал на мельнице).

Но на всю жизнь запомнил Гельфанд своего украинского учителя математики, тот понимал, что школьное образование (пусть даже и углублённое) уже не может дать юному Израилю ничего нового, и посоветовал уехать в большой город для продолжения обучения. У Израиля Моисеевича были очень теплые и уважительные чувства к этому "человеку с большими украинскими усами".

В 1930 г. 16-летний Гельфанд переезжает к дальним родственникам в Москву, хватается за случайные заработки, специально устраивается в Ленинскую библиотеку, черпает знания из книг. С 1931 г. посещает лекции по математике в ведущих ВУЗах столицы. Вскоре в порядке исключения его принимают ассистентом кафедры математики Вечернего химико-технологического института. На этой работе Гельфанд должен был замещать преподавателей в срочном порядке. Он никогда не знал до последней минуты какой предмет и кого он будет замещать. Израиль Моисеевич говорил, что это был большой опыт для него, чтобы научиться учить. Интересно, что большинство студентов были намного старше своего преподавателя (иногда вдвое).

В Ленинской библиотеке Израиль Моисеевич знакомится со знаменитым Андреем Николаевичем Колмогоровым. Тот посмеиваясь над юнцом, даёт ему на пробу решить несколько задач. Вернувшись через несколько дней в библиотеку, получает от юного Гельфанда листки с решением. Невероятно, одна из задач считалась ещё не разрешимой. Понимая насколько неординарный и одарённый человек перед ним, Колмогоров устраивает Гельфанда своим аспирантом в МГУ в 19 лет, где Израиль Моисеевич начинает преподавать, не имея диплома о высшем образовании.

В 27 лет он был уже доктором наук, в 40 — членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Памятуя о сложности получения знаний, Гельфанд организует математическую заочную школу, в которой учились студенты со всего Советского Союза. Основная цель этой школы - протянуть руку помощи тем ученикам, которые практически лишены математической литературы и контакта с серьёзными преподавателями.

Колмогоров говорил, что есть только два математика, в разговоре с которыми он «ощущал присутствие высшего разума», и один из них — Гельфанд.

Кстати, Гельфанд говорил: " Я убеждён, что математические способности у большинства будущих профессиональных математиков проявляются именно в возрасте от 13 до 16 лет".

4. Борис Васильевич Кукаркин

-4

Для рассказа о Борисе Васильевиче обратилась к статье в журнале "Земля и Вселенная" (ссылка в конце):

Астроном, исследователь переменных звезд, один из инициаторов работ по составлению их каталогов в нашей стране, внесший огромный вклад в исследование строения Галактики, ее звездных населений и шаровых звездных скоплений. Родился в Нижнем Новгороде, какое-то время семья жила на Украине, после смерти матери Борис Васильевич с сёстрами вернулись в Нижний, где его приняли в 6-й класс Опытно-показательной школы № 1. Окончив школу, он продолжал самостоятельно углублять свои знания по математике, физике и астрономии. Астрономией Борис основательно увлекся еще в школе, и не только наблюдал небо в купленную подзорную трубу, но и построил свой телескоп. В 18-летнем возрасте Кукаркин возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии и основал бюллетень «Переменные звезды», долгие годы выходивший под его редакцией как академический журнал, а ныне существующий в электронном виде.

В 1931 г. Бориса Васильевича пригласили на работу в Ташкентскую обсерваторию, где его уже знали как активного исследователя переменных звезд. Так началась его биография профессионального астронома.

В 1932 г. его пригласили в ГАИШ МГУ. С той поры вся жизнь Бориса Васильевича связана с Московским университетом и ГАИШ. В 1951 г. он стал профессором механико-математического факультета МГУ, а после перевода астрономического отделения на физический факультет МГУ, в 1960 г., - заведующим кафедрой звездной астрономии.

В годы войны Кукаркин участвовал в подготовке штурманов для авиации дальнего действия. Несмотря на большую занятость, он находит время и для продолжения астрономических исследований. В начале 1945 г. английский журнал «Observatory» публикует письмо Бориса Васильевича западным коллегам, где он рассказывает о жизни советских астрономов в военное время и призывает астрономов стран, меньше других пострадавших от гитлеровского нашествия, не прерывать исследования, требующие непрерывных наблюдений. Под письмом указано и воинское звание автора - капитан авиации. Сразу же после окончания войны Кукаркин оказывается в группе офицеров, направленных в Германию для отбора научного оборудования, которое могло бы быть вывезено в СССР в счет репарационных платежей. Среди привезенных им инструментов - 40-см астрограф Зоннебергской обсерватории.

5. Константин Эдуардович Циолковский

-5

Как вишенка на торте красуется в этой подборке фигура Константина Эдуардовича Циолковского, нашего великого учёного физика, основоположника теоретической космонавтики и ракетодинамики, биографию которого я бы заставляла всех полудохлых троечников учить наизусть. В возрасте девяти лет Константин Эдуардович заболел скарлатиной, после чего частично потерял слух. Как результат, учёба давалась с большим трудом: «Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», из-за чего во втором классе Циолковского оставили на второй год, а из третьего класса отчислили. После отчисления Циолковский больше никогда и нигде не учился!!! Знания черпал самостоятельно из книг в отцовской библиотеке. В 16 лет поехал в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). В училище правда не поступил, но обучение не бросил. Ежедневно посещал единственную бесплатную Чертковскую библиотеку в Москве в течение трёх лет. За это время освоил гимназическую программу и часть университетской.

Далее Циолковский начинает преподавать, параллельно ставя опыты и проводя научную деятельность, неоднократно высылает свои статьи в серьёзные журналы. Рецензенты высоко оценивают острый ум Константина Эдуардовича, но с прискорбием отмечают, что он изобретает заново колесо - повторяет идеи, высказанные задолго до него - сказывается удалённость Циолковского от научного сообщества и передовой литературы. Однако советуют не бросать науку.

Упорный труд учёного приносит свои плоды, он публикует революционные работы по реактивному движению, этот принцип используется по сей день в современных космических кораблях.

Вот такой был удивительный человек с неуёмной жаждой знаний.

P.S.

А вот и ссылки:

5 изобретений Ивана Кулибина, которые стыдно не знать

Циолковский - из учителя в учёные, из строгого семьянина в наивного влюблённого

Борис Васильевич Кукаркин (к 100-летию со дня рождения). Научный журнал "Земля и Вселенная"

Тайный отец атомной бомбы (про Зельдовича), автор Алексей Викторов

Израиль Гельфанд: Легенда о математическом гении (текст Владимир Скулачёв)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц