Приветствую всех, кто присоединился к нашей "прогулке" по "Римским термам Камерона"! Напоминаю, что мы уже успели прикоснуться к тайнам Большого Зала Агатовых комнат и "Агатового Кабинета", у открытых дверей которого мы и простились.
Сегодня мы знакомимся с ещё одним шедевром Джеймса Камерона - "Яшмовым кабинетом", а небольшую помощь нам в этом окажет великий Вольфганг Амадей МОЦАРТ
Прошу за мной!
Как и было обещано намедни - путь наш лежит из "Агатового кабинета", у открытых дверей которого мы с вами сейчас и стоим, вооон в ту открытую дверь на той стороне Большого Зала - в "Яшмовый кабинет". В ту сторону "смотрит" и сам Камерон
Не знаю как вам, но мне схема "Агатовых комнат" поначалу очень помогала. Уж больно всё витиевато закрутил умница Камерон!
"Яшмовый кабинет" или как его изначально называли "Купольная комната" - это ещё одно чудо Джеймса Камерона, сотворённого в рамках постройки "римских терм" для "матушки-императрицы" Екатерины Великой в период с 1779 по 1788 годы. В помещении два окна. Которое видим мы, выходит в парк перед дворцом, а второе окно расположено слева от нас, с видом на Екатерининский дворец.
Стены "Яшмового кабинета", так же как и "Агатового", отделаны множеством разновидностей неповторимой уральской яшмы, как я уже упоминала ранее - гимн Уралу! Я конечно же попытаюсь дальше показать вам обилие красок яшмы, но когда смотришь на это глазами - это завораживающее зрелище! Я сколько не прихожу сюда - всё время ловлю себя на мысли: "Это ведь не музей! Здесь же раньше жили люди!". Хотела бы и я быть не Мэри М, а Екатериной! В открытой двери виднеется главное помещение "Агатовых комнат" - Большой Зал, дань древнему Риму
Обойдём кабинет против часовой стрелки и параллельно рассмотрим детали и нюансы "Агатового чуда". Посмотрите в самый верх фотографии! Под самым карнизом потолка Камерон расположил круговой бронзовый орнамент, покрытый золотом и населённый мифологическими героями. На фото ниже это видно более детально
На одно фото выше видно, что на так называемом "парусе" (треугольное окончание свода потолка) Камерон "поселил" золотые женские фигуры. Четыре паруса - четыре женские фигуры. Мы их все увидим! Женские фигуры надо рассматривать вблизи!
Это дверь, в которую мы вошли из Большого Зала. В её отделке тоже яшма! Какое чарующее разнообразие красок! В то время яшму называли "восточным хрусталём". Яшма оказалась настолько прочным материалом, а невероятно качественно выполненная облицовка, почти никому уже неизвестными мастерами, позволила простоять "комнатам" более 200 лет! "Агатовые комнаты" не удалось уничтожить даже во время оккупации 1941-44г. в отличие от той же "Янтарной комнаты"
"Яшмовый кабинет" двумя рядами колонн, с очень искусно выполненным узором пилястр, разделён на 3 части. Сейчас мы "стоим" в портике у окна в парк. Яшма то, яшма какова! Каждый портик Камерон укрыл "лучковым" потолком, а центр кабинета куполом. Сейчас ниже всё увидим более детально
"Лучковый" потолок над каждым из двух портиков, как и видимый в глубине купол, выполнены в виде кессонов.
Центр "Яшмового кабинета" укрыт купольным сводом в виде кессонов с золочёной лепкой цветочных розеток. Обратите внимание каков узор! Медитировать даже можно!
Проходим дальше! В левом (северном) углу обнаруживаем камин, "спрятанный" за колонами портика. Над камином, чудом уцелевшая после оккупации, мозаичная картина 18 века "Морской порт". Слева и справа от окна, выходящего на дворец, Камерон устроил ниши в стенах
Камин выложил Василий Давыдов, облицевав его яшмой, как на стенах, таким образом "спрятав" его. В этом "кабинете" камин не несёт на себе основной декоративной нагрузки, не в пример Большого Зала. Зато как и в "Агатовом", вокруг камина в глаза бросается молюр (фр) - это золочёный лепной багет, профиль
Вторая из женских фигурок на парусе купольного свода. Справа от "девушки с лирой" единственно уцелевшая подлинная маленькая часть арабески камероновской постройки. Все 4 фигуры были как бы вплетены в арабесковый овал. Всё утрачено во время оккупации Пушкина. Восстанавливать арабески во время реставрации не стали, уж не знаю и почему
Идём далее! В стене, симметрично окну, ниша в стене для белых мраморных скульптур, которые тоже были безвозвратно утеряны в период оккупации г.Пушкин в 1941-44г.
Пол в "Яшмовом кабинете" это третье помещение (наряду с Большим Залом и Агатовым кабинетом), в котором уложены паркеты с недостроенного дворца скоропостижно почившего в бозе в 1784г. "друга" государыни-императрицы Ланского Александра Дмитрича
Идём дальше... Эта дверь выведет нас в "Овальный кабинет". А я прошу вас обратить внимание ещё на одну деталь. На стенах висит 9 зелёных яшмовых панно, обрамленных золочёными рамками. До разграбления Пушкина в 1941-44г. там можно было видеть мифологические фигурки из позолоченной бронзы, скульптора Ж.Д. Рашета. Его вы должны помнить по Большому Залу, где он выполнил 8 лепных медальонов на стенах
"Яшмовый кабинет" с конца 1780-х украшала великолепная коллекция разнообразных по цвету и форме ваз из камня Российских гранильных фабрик. Это было своеобразной фишкой, некой данью собирательству весьма богатых и коронованных господ. 6 ваз "Яшмового кабинета", по 3 с каждой стороны, стоят над колонами, на так называемом архитраве (перемычка над вертикальными опорами). К сожалению только одна из них пережила немецко-фашистскую орду - та, что стоит посредине. Это ваза из красного алтайского порфира работы Якова Коковина, родом с Урала. Деда Данилы-мастера, который служил Хозяйке Медной горы. Помните такую? Шучу конечно!
Ну и напоследок четвёртая (и последняя) фигурка на парусе купольного свода "кабинета"
А на сегодня всё-ё! До новых встреч!😉
В архитектурных причудах Камерона разбиралась Мэри М!
Уже в следующем выпуске мы завершаем знакомство с "Агатовыми комнатами". Нас ожидают ещё два помещения - "Овальный кабинет" и "Кабинетец". А затем все в сад! Точнее в "Висячий сад"