Из всех советских кинрежиссеров-женщин именно Искра Леонидовна Бабич делала самое женское кино, воплощая в нем лучшие женственные качества: мягкость, простодушную доброту, радость к жизни. Но словно в чистом и теплом озере, сквозь приятную на ощупь гладь воды руки упираются в острые черные камни. В творчестве Искры Бабич за лучистым настроением ясно просматривается жестокая и грубая реальность, губительная для души ранимого человека. Несмотря на махровый соцреализм, в ее фильмах как будто открывается портал в другое измерение, где всё точно так же, но как-то... словно в раю. Это мы заглянули в душу творца. Удивительный это режиссер - Искра Бабич!
Чувствуется в ее судьбе некий трагизм, рок. Сотворив в советскую эпоху несколько скромных киношедевров, на пороге Перестройки Искра, словно предчувствуя грядущий ураган событий, испугалась, замкнулась и навсегда ушла из творческого процесса. Потом была долгая неизлечимая болезнь. Уже после ее смерти судьба сделала два контрольных выстрела: жуткими случились уходы из жизни ее мужа и дочери. Тот случай, когда неординарный творец с ранимой душой слишком близко приближается к границе между этим и тем миром. Вот такая метафизика пронизывает творчество Искры Бабич, одного из самых нераскрытых и недооцененных талантов в отечественном кинематографе, именно так!
Искра Леонидовна сняла за 25 лет всего 4 полнометражных фильма, и каждый из них по-своему очарователен. Даже молодежная мелодрама в стилистике соцреализма "Первое свидание". Редкий случай, когда от "совка" хочется не плеваться, а любоваться им! Сразу видно, что режиссер - женщина, пока еще во многом молодая, наивная и простодушная. Но между прочим, режиссура уже на высоком уровне! Не случайно Искра Бабич считалась любимой ученицей Ивана Пырьева.
Самая известная ее лента - конечно же "Мужики", классика, которая часто мелькает на телеканалах до сих пор. У Искры Бабич самые сильные образы - это молодые женщины. Здесь к ним прибавляется характерный мужской персонаж, "мужик". Плюс дети, собачка. И острый социальный сюжет. Неудивительно, что фильм стал хитом 1983 года.
Потом был фильм "Прости меня, Алеша!", очень откровенный и слезоточивый, но режиссура уже похрамывает, чувствуется некоторое творческое утомление. Наконец, "Половодье" 1963 года...
Если составить список самых незаметных шедевров советского кино (их еще называют "тихими шедеврами"), то "Половодье" обязано должно в нем оказаться. В "Половодье" простой сюжет: колхоз, коммунизм, доярка Даша получает звание героини труда и соответствующий орден.
Но дальше разворачивается драма на ровном месте. В Даше вдруг просыпаются запретные желания - быть любимой женой и свободной женщиной. Для героини труда это в высшей степени аморально. Поведение Даши не вписывается в советские шаблоны. Народ не понимает.
Искра Бабич показывает историю становления отношений Дарьи и Зиновия в колхозе. Как чувственно показаны их ссоры и примирения! Куда смотрела цензура?
Молодожены, преодолевая собственные страхи и критику со стороны, обосабливаются и создают собственное хозяйство. Надо же было придумать такой сюжет! Местами режиссер допускает прямо антикоммунистическую пропаганду, конечно же, невольно. Здесь можно серьезно придраться к сценарию и к режиссуре. Если бы Искра Бабич сдавала экзамен этим фильмом, наверняка получила бы "неуд". Но спустя десятилетия сюжетные несуразности выглядят так мило и очаровательно, что хочется ими восхищаться.
Что мне нравится в работах Искры Бабич - это то, что как она подбирает актрис и как она их снимает. Она привлекает актрис не просто красивых, а эстетичных, с особой, очень женственной энергетикой. Искра любит снимать их крупным планом. Благодаря такому приему все ее фильмы живые и в хорошем смысле откровенные. Вот чего не хватало очень многим советским режиссерам...
У Искры Бабич в фильмах нет плохих людей. Даже условно отрицательные герои имеют возможность проявить доброту и понимание. Например, эта бабушка - председатель колхоза. Фирменный крупный план от режиссера.
В общем, есть за что любить советское кино - за таких удивительных художников, как Искра Бабич. Да и имя какое подходящее...