Роберт Шекли «Паломничество на Землю» — в поисках любви
В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Паломничество на Землю» главный герой Альфред Саймон живет на благополучной, но несколько скучной планете. На этой планете есть все кроме любви. Девушки красивы, веселы, отличные друзья и занимаются сексом охотно и открыто, но и только.
А Альфреду хочется больше. Он хочет настоящей любви, о которой он читал в книгах, он хочет романтики любовных отношений. А такую любовь (как обещают рекламные буклеты) можно изведать только на Земле.
Альфред отправляется на Землю и покупает одни сутки настоящей любви с первого взгляда в компании «Любовь Инкорпорайтед». Фирма обещает ему, что он получит ту самую любовь, которую воспевали поэты на протяжении тысячелетий.
Что ж, фирма соответствует своей репутации. Альфред встречается с девушкой необыкновенной красоты и влюбляется в нее мгновенно. Взглянув ей в глаза, он сразу понимает, что любовь взаимна, и она влюблена в него также сильно, как и он в нее. Далее следует восхитительная ночь рядом с океаном под звуки прибоя, объятья горячих тел и безумная страсть под безумной луной (все как описано в старых книгах и рекламном буклете фирмы).
На следующий день девушка покидает его. Но Альфред влюблен, он хочет продолжить отношения во что бы то ни стало. За любые деньги, он готов враз потратить заработки многих лет. Но менеджер показывает ему контракт – он же сам подписал …
Выясняется, что у девушки такая работа. С ее полного согласия и используя специально разработанные препараты девушку вводят в гипнотическое состояние влюбленности в клиента. На срок контракта. Потом другие препараты стирают воспоминания о клиенте из ее памяти. Ну а потом она таким же образом влюбляется в другого. Она не узнает Альфреда, если встретит его.
«Но разве это настоящая любовь?!!» — негодует Альфред.
«Помилуйте», — отвечает менеджер, — «вот, посмотрите сертификаты. Независимые лаборатории проверили все возможные параметры – волны мозга, химический состав крови, параметры кожных покровов и многое другое. Любовь, которую мы предлагаем, — чистейшей пробы. Она не только не уступает естественной, по всем замерянным параметрам она превосходит ее. Наша любовь более глубока, полна, страстна, пылка».
Я не буду описывать развязку рассказа. Она достаточно неожиданна, и я не хочу отнимать удовольствие прочитать рассказ самим.
Любовь как карма?
Но вопрос остается – действительно ли нет разницы между настоящей и химической (гипнотической) любовью?
На первый взгляд, рассказ Шекли – мастерская ирония. Но так ли это?
В книге Роберта Свободы «Агхоры» его учитель мастер йоги и тантры Вималананда так описывает романтическую любовь:
«Допустим, в силу твоих рнанубандхан тебе суждено взять в жены некую девушку. Встретившись, вы, возможно, полюбите друг друга арья-любовью, которая заставит вас вступить в брак.
…
Арья-любовь — как малярия, только передаётся через романтические бредни, а не вредными насекомыми. Её жертва большую часть времени проводит как обычный, здоровый, рассудительный человек, но во время любовного приступа впадает в горячку. Как и малярия, арья-любовь, как правило, не смертельна, и, опять же как малярия, трудно излечима.»
В этой концепции (которую я разделяю) все те, в кого мы влюбляемся в течение жизни, определены еще до нашего рождения. Мы не можем в них влюбиться.
Свободы выбора не то, чтобы совсем нет, — но она крайне ограничена. Мы можем не вступить в отношения, несмотря на то, что влюбились. И в течение жизни у нас есть выбор из пары вариантов, чтобы был запасной на тот случай, если мы не сможем воспользоваться основным. Однако реальной свободы выбора, как это понимается в современном мире, нет.
Это достигается не химическими препаратами, а кармой. Карма – хотя и несколько мистическое, но вполне физическое понятие, просто пока находящееся за пределами нашего сознания и возможностей наших приборов. Также как измерение фотонов было за пределами возможностей приборов 19 века.
По сути, карма – это тот же гипноз, только выполнен он мастерски, так как никакой «земной» гипнотизер выполнить не сможет.
Кармическая задача такой любви – создать жизненные ситуации, в которых мы могли бы развиваться. Эта любовь заключена на небесах – нами же, только еще до рождения. Пользуясь словами Колина Типпинга (автора книги “Радикальное прощение”) «наши души заключили соглашение там и тогда (до рождения), чтобы здесь на земле станцевать друг с другом исцеляющий танец”.
Но – обратите внимание – Вималананда пишет об арья-любви. Такая любовь относится к настоящей любви примерно как религия относится к вере. Вера и религия понятия мало связанные. Можно быть религиозным человеком, но не верить, можно верить без религии — возможны любые комбинации.
Точно также можно испытывать арья-любовь, но не Любовь (с большой буквы). Арья-любовь – это страсть, гормоны и даже общность душ (кармическая связь, родственная душа) — это очень качественный продукт небесной фирмы «Любовь, инкорпорейтед». Но это еще не делает арью-любовь.
Станет ли арья-любовь Любовью зависит только от нас. В этом и есть настоящая свобода выбора.
Любовь как смысл жизни
Роберт Монро был крайне необычным человеком. Я полагаю, что когда лет через 200-300 историки будут составлять список людей, оказавших наибольшее воздействие на развитие нашей цивилизации, Монро точно войдет в такой список по 20му веку (при этом я не уверен, что в него войдут, например, Зигмунд Фрейд или Альберт Эйнштейн).
Обнаружив способ выделять астральное тело (Монро называл его вторым нефизическим) с помощью звуковых волн определенной частоты, он создал институт по изучению внетелесных путешествий. Кстати, тесно сотрудничавший в 70х и 80х годах с министерством обороны США – проект разведки на расстоянии с помощью ясновидения (clairvoyance) «Звездные врата».
В книге «Дальние путешествия» Монро дает необычную историю создания нашей планеты, информационный посыл, который он получил от своих нефизических друзей. НЕКТО (с большой буквы) поставил целью собирать хмель (некая тонкая субстанция = символ-аналог любви), и с этой целью создал Землю и ее экосистему, включая человека. Хмель-любовь ценится во всей Вселенной. НЕКТО создал Землю примерно также как мы держим коров, чтобы получать от них молоко.
В этой концепции сбор хмеля-любви (то есть, проявление любви) таким образом наша главная задача в жизни. Мы не можем ее изменить, потому что мы созданы такими. И раз мы согласились родиться как люди, значит мы еще до рождения приняли эти условия.
Эта концепция совпадает с христианским «Бог есть любовь». Мне нравится трактовка этой концепции в книге Уолша «Беседы с Богом». По Уолшу, главный вопрос в любой ситуации – чтобы на моем месте сделала Любовь. Если мы можем следовать такому правилу, то мы в состоянии вырабатывать тот самый хмель.
В критические моменты всех человеческих взаимоотношений есть только один вопрос: как бы сейчас поступила любовь? (Уолш «Беседы с Богом»)
Но не все просто. Есть много видов любви, и путаница между ними.
Чуть позже в книге Монро есть эпизод, когда (находясь в астральном теле) он имеет возможность считывать ощущения и мысли прошлых событий своей текущей жизни. У разных эмоций – разные цвета, и он ищет цвета Любви. Но в его юности их нет. А как же та девушка в старших классах школы, в которую он был влюблен?! Но нет цветов Любви в его отношении к ней – это была всего лишь страсть.
Я продолжал просматривать ранние годы, тщательно выискивая самые неприметные следы такой белизны… белизны, которую испускал бы я сам. К моему отчаянию, единственное белое свечение, очень слабенькое, оказалось связанным с эрдельтерьером по кличке Пит.
…
Господи, но я совершенно убежден, что та девушка в старших классах… как же ее звали?.. нет даже намека, ни единого проблеска… (Очень распространенное заблуждение. Это просто первичное стремление к продолжению рода).
Отношение Монро к этой девушке из старших классов школы – это не обязательно арья-любовь в терминологии Вималананды. Арья-любовь обусловлена договоренностями до рождения. А здесь может быть просто игра гормонов – ведь в определенном возрасте нам нравятся все симпатичные представители противоположного пола.
И мудрено ль? Четырнадцати лет
Я сам страдал от каждой женской рожи
И простодушно уверял весь свет,
Что друг на дружку все они похожи.
(М. Лермонтов «Сашка»)
Но что важно — это совершенно точно не Любовь (с большой буквы)
Так что нам нужно?
Настоящая Любовь – это нечто другое, чем влюбленность или страсть.
Настоящая Любовь – это гораздо больше. Это забота о том, кого любишь. Радость от его успехов, и печаль от его неудач. И желание, чтобы он добился своей цели. Это благодарность жизни за то, что судьба свела нас вместе.
Настоящая Любовь – это то, что нельзя полностью выразить словами.
Но она вполне может включать в себя арья-любовь. Страсть и гормоны, и общность душ. Одно не исключает другое.
Но если есть только страсть и гормоны — тогда это не настоящая Любовь. Это продукт фирмы «Любовь Инкорпорайтед». Он очень качественный, поскольку сделан на Небесах, и способен пройти любую самую строгую сертификацию.
Но это не полноценный продукт. Это полуфабрикат, из которого мы можем изготовить настоящую Любовь. Проявить ее. Фактически этот продукт сделан специально для нас. Это наш выбор, наша свобода воли, воспользуемся ли мы этим продуктом, чтобы проявить Любовь.
В более широком смысле это относится не только к романтической любви. И даже не столько к романтической любви. Романтическая любовь есть лишь одно из многочисленных проявлений возможностей проявить настоящую Любовь. Просто в романтической любви нам несколько проще достичь Любви, чем в других сферах.
От нас зависит, используем ли мы возможности Любить, которые дает нам жизнь.
Готовы ли мы удовлетвориться полуфабрикатом от фирмы «Любовь Инкорпорайтед»? Который в Высшем смысле Любовью не является.
Если мы им удовлетворимся, то в конце жизни может настать момент, когда нам останется только сказать вслед за Антуаном де Сент-Экзепери:
«В этой жизни я был слишком молод, чтобы понять, что такое любовь».
Об эмоции Любви в статье Эмоции и желания