Комиссия экспертов Европейского Союза выбрала на 2019 г. две культурных столицы Европы - болгарский Пловдив и итальянскую Матеру. Пловдив у меня стоял в дальней очереди на этот канал, а про Матеру, к своему стыду, я раньше не слышал, и заглянув в неё (в виртуальном, увы, пространстве), решил отложить прочие города и немедленно про неё написать.
Но сначала кратко о культурных столицах. В 1985 г. знаменитая Мелина Меркури (помню, какой ажиотаж вызвали её гастроли с СССР в начале 60-х), в то время Министр культуры Греции, предложила Европейскому союзу ежегодно выбирать какой-нибудь европейский город как центр развития и распространения европейской культуры. Инициатива оказалась очень удачной, и теперь в мире появились культурные столицы арабского, тюркского и американского мира. Даже в Белоруссии есть переходящая культурная столица (для любопытных: в этом году - Пинск).
Как правило, в качестве культурной столицы в Европе выбираются не ведущие мировые центры, а небольшие города с толстым культурным слоем. Выбранный город пропагандирует не только общеевропейскую культуру, но и себя, и таким образом получает возможность развить собственное культурное наследие.
Матера целиком отвечает этим критериям. Географически и логистически она расположена на дальней окраине Европы, в итальянской Базиликате. Это даже не носок и не каблук, а подмётка итальянского сапога. Но это одно из старейших постоянно населённых поселений Европы. В некоторые жилища (зданиями это не назовёшь, это пещеры) люди заселились 8000 лет назад и выехали только в XX в., и то не всегда охотно.
Живут в Матере не только в пещерах, это не иорданская Петра. Но Старый пещерный город Матеры, по-местному "Сасси" (камни), отличает Матеру от всех других городов.
Пористый туф, составляющий гору, на которой стоит город, достаточно легко обрабатывается, впитывает влагу и облегчает вентиляцию воздуха. Поэтому в туфовых пещерах нет проблем с сыростью и недостатком кислорода. Древние жители Матеры быстро это поняли и вместо того, чтобы строить здания на крутых склонах, начали вырубать в них пещеры.
О красоте жилищ их обитатели особо не беспокоились. Но после начала эпохи иконоборчества в Византии на юг Италии, в том числе в Матеру, потянулись художники и скульпторы из Константинополя. Здесь они стали применять своё не понадобившееся на родине умение. Искусство всегда найдёт себе почву!
Такое сочетание церквей и пещер иногда давало очень живописные результаты.
Таких скальных и подземных церквей в Матере было под полторы сотни, но большинство их интерьеров не сохранилось. Отсутствие естественного освещения - не лучшее условие для поклонения Богу.
Самая большая из пещерных церквей Матеры - Сан Пьетро Баризано - недавно была отреставрирована.
В ней вы можете представить обстановку, в которой проходили службы в Средние века.
А в пещерных жилищах люди жили до середины XX в. При тогдашней неореалистской итальянской бедности даже такое жильё считалось подходящим.
C водой в Матере всегда было сложно. Сасси рассекает глубокий овраг, и речка на его дне была, похоже, главной водной артерией.
Поэтому жители старались собирать дождевую воду. Все водостоки вели не от дома, а в дом, и вода собиралась в подземных погребах-цистернах. Самая большая городская цистерна находится под площадью Виторио Венето. Её глубина (сейчас, скорее, высота) - 15 м., а экскурсии на ней проводят на лодке.
Можете сами представить, как они там обходились с канализацией. В конце 1950-х годов после очередной эпидемии малярии итальянское правительство наконец спохватилось. Сасси в Матере назвали "позором нации", была реализована программа строительства жилья и расселения пещерных кварталов. Рассказывают, что многие жители выезжали очень неохотно.
Пещеры опустели и стали потихоньку разрушаться. Их экзотическую живописность ценили только люди искусства. Паоло Пазолини снимал здесь "Евангелие от Матфея", а Франческо Рози - "Христос остановился в Эболи". Полный список снимавшихся в Матере фильмов занимает целый экран, от библейских историй до триллеров и боевиков.
В конце концов власти тоже поняли, какое богатое наследство им досталось, и в 1986 г. Сасси был объявлен культурно-историческим памятником. В пещеры стали проводить коммуникации и сдавать их под муниципальное жильё. Так что сейчас, приехав в Матеру, вы можете остановиться в пещерном отеле со всеми удобствами. Говорят, вполне нормально.
Разумеется, одними пещерами Матера не ограничивается. Сасси был бедной окраиной немаленького города. До наполеоновского нашествия Матера была столицей Базиликаты, областным центром.
Собор Матеры, построенный в XIII в. - церковь Санта Мария делла Бруна - виден практически с любой точки города.
Богоматерь делла Бруна считается покровительницей города. Жители её очень почитают. Каждый год 2 июля, в праздник этой мадонны, около собора устраивается пышная процессия, на которую стекается весь город.
В одном из больших дворцов в центре Матеры - Палаццо Ланфранчи - размещён интересный историко-художественный музей.
В Матере есть ещё несколько музеев, но этот самый большой и интересный.
В начале XVI в. владевший тогда Матерой граф Джан Карло Трамонтано затеял построить замок. Граф оказался, видимо, не лучшим правителем. Строительство замка было в разгаре, когда его убили во время народного бунта в 1514 г. Недостроенный замок так и остался стоять в Старом городе на другой стороне от собора.
Если у вас останутся силы после прогулки (не только кварталы Сасси, но и весь город расположен в трёх измерениях), можно подняться на окрестные горы и посмотреть на Матеру сверху. В городе есть смотровая площадка недалеко от собора на Пьяцетта Пасколи, но самые красивые виды открываются с Бельведере ди Мурджа Тимоне.
По прямой это близко от центра, однако надо обходить расположенное внизу снимка ущелье, и путь в один конец займёт у вас больше часа. Зато по дороге вы увидите много живописных пейзажей, а в качестве бонуса посетите находящуюся рядом с бельведером пещерную церковь Мадонна делле тре Порте.
Так что Матера безусловно достойна глубокого внимания и не стоит рассчитывать полностью узнать её за 2-3 часа.
Спасибо, что дочитали до конца.
Если вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на дзен-канал "Проходя Европой". Интересных городов в запасе ещё много.
Автор сохраняет за собой права на данный текст и изображения в нём, для которых не указан источник, и разрешает использовать этот контент на условиях GPL v. 3.0.