Киберспорт в России существует. И не просто существует, а развивается буквально день ото дня, на наших глазах. 3 июня 2016 года он был внесён в реестр российских видов спорта и признан официальным. В третий раз.
С третьей попытки
Впервые компьютерный спорт признали ещё в 2001 году. И тогда Россия была первой страной в мире, которая это сделала! В 2004 году произошла какая-то бюрократическая заморочка, связанная с изменением законодательства, и киберспорт был переназначен в своём статусе. Что характерно, на этом злоключения не закончились, и в 2006 киберспорт всё-таки потерял свой статус.
Причины на это были две. Первая состояла в том, что этот спорт не был развит в более, чем половине субъектов РФ, как этого требовал закон. Резонно, согласимся. Но вот вторая была очень дурацкой — дескать, в России не было опыта протоколирования результатов соревнований. Забавно, что отсутствие этого опыта было распознано только спустя пять лет. В общем, лавочку прикрыли и спортсмены расползлись по подвалам да коммерческим соревнованиям.
А затем на сцену вышла таившаяся всё это время в тени Федерация Компьютерного Спорта России (далее ФКС России, ни в коем случае не путать с ФКСР - Федерацией Конного Спорта России!). Она была основана в двухтысячном году и за всё это время провела более тысячи российских и международных кибертурниров. Закономерно, что Федерация расширялась и открывала региональные отделения по всей стране, набирала сотрудников, спонсоров и игроков. И, конечно же, разрабатывала, основываясь на зарубежном опыте, эти самые правила протоколирования.
В 2016 году ФКС России добилась нового признания и того, чтобы киберспорт перевели во второй раздел реестра видов спорта — к тем, которые развивают на общероссийском уровне. Сейчас ФКС России является официальной киберспортивной организацией, и поднятие киберспорта фактически лежит на её плечах.
Что приносит «официальность»?
Во-первых, возможность проведения всероссийского официального чемпионата. Во-вторых, появление званий и разрядов. То есть, сейчас вполне реально стать КМС по киберспорту (здесь можно прочитать требования). В-третьих, это государственное финансирование на постройку арен, тренировочных площадок и оснащение кабинета в детском дворце культуры. В-четвёртых, это правила по компьютерному спорту, утверждённые Минспорта РФ (почитать можно тут).
На данный момент в российском киберспорте зарегистрировано пять дисциплин: MOBA и соревновательные головоломки (конкретнее — карточные коллекционки Hearthstone и Eternal), RTS, технические и, конечно же, спортивные симуляторы. Среди последних наибольший интерес вызывают симуляторы футбола — не зря же EA каждый год выкатывает новую FIFA.
Кстати, буквально во время подготовки этой статьи — 19 апреля 2019 года, файтинги тоже наконец были признаны киберспортивной дисциплиной. Чтобы вы понимали, первый профессиональный турнир по файтингам Tougeki проводится в Японии с 2003 года. В данный момент ФКС России работает над тем, чтобы пополнить список дисциплин шутерами.
Кубки, лиги и турниры
Что же о турнирах ФКС России, то самыми важными из них являются Кубок России по киберспорту (более 27 тысяч участников в 2018 году), Всероссийская киберспортивная студенческая лига (более 170 вузов-участников) и Чемпионат России по компьютерному спорту. Российский футбольный союз, совместно с ФКС России, проводит Кубок и Чемпионат России по интерактивному футболу. В прошлом году стартовала Всероссийская интеллектуально-киберспортивная школьная лига.
Также с прошлого года Университет ИТМО ввел стипендию для талантливых киберспортсменов в размере 10 тысяч рублей ежемесячно. Это чуть больше, чем средняя стипендия спортсменов, но она и не раздаётся просто так. Но, если вы собираетесь поступать на бюджет в ИТМО с 250 баллами ЕГЭ и выиграете конкурс портфолио киберспортсмена, она почти у вас в кармане.
И, кстати, раз речь немного пошла о деньгах. Заработки у ребят, которые гамают в дотку и лолку астрономические. Например, русский киберспортсмен Сергей G Брагин за свою карьеру заработал около $395.000. В топе от "РИА Новости" он занимает первое место по заработку среди российских киберспортсменов. Это, несомненно, много, но не идёт ни в какое сравнение с 3,5 миллионов долларов, которые заработал за свою карьеру немецкий Куро KuroKy Тахасоми.
А самым популярным киберспортсменом России по выборке eSports Marketing Blog вляется Алексей Alex_Ich Ичетовкин.
Есть — к чему стремиться!
Российский киберспорт усиленно старается догнать западных и восточных коллег, и ему есть куда догонять. Начиная от постройки центров для тренировок, подготовки игроков и вовлечённости инвесторов, и заканчивая отношением к этому виду спорта широкой общественности.
Этим всем и занимается ФКС России. Вообще, стоит признать, ребята — большие молодцы и делают хорошее дело, но работы у них — непочатый край. Если вам интересна тема киберспорта и его развития в России, посетите их сайт. Вдруг, в вас ждёт своего часа киберспортсмен, комментатор или просто сочувствующий?
Автор: Alexandra Solongoy