Найти тему
Писатель дома

Точка на карте: замок Танталлон

Цитадель Красных Дугласов в Приграничье, могучая и прекрасная.

Танталлон, ближние подступы обороны замка. Фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, ближние подступы обороны замка. Фото (С) Илона Якимова 2017

Про то, что такое Scottish Borders, я вкратце писала здесь, однако повторюсь.

Шотландское Приграничье – место совершенно особенное как в силу формирования рельефа и климата, так и в силу сложившихся ввиду извечного конфликта с Англией политических обстоятельств. И люди, населявшие этот край, также имели свои особенности характера, как-то – умение применяться к тем самым обстоятельствам, невероятную изворотливость, непримиримую живучесть чертополоха, пробивающуюся сквозь камни. Вот о камнях сегодня и поговорим.

Два года назад мне повезло побывать в Шотландии вторично – но уже с четкой целью пройти по местам былой славы героя романа, посмотреть локации, места действия. И одной из таких точек был замок Танталлон, цитадель фамилии Дугласов, королей долин, одной из самых могущественных и многочисленных семей Шотландии шестнадцатого века. На самом деле, куча мест в списке, который я составила для добрых шотландских друзей, была из серии «хорошо бы, но если нет, то и бог с ним» - и Танталлон относился именно к местам этого типа. Но, как показало наше путешествие в дальнейшем, ни разу, заехав в такой «необязательный ненаселенный пункт», я об этом не пожалела – и везде нашла почву для полезных мыслей. Что я искала в этих перемещениях? Сама толком не знаю. Однако нашла статусность, запечатленную в размере жилищ – как минимум. А что такое размер крепости? Это твой прямой политический вес, во времена Белокурого это - как тебя принимают, как смотрят, во что оценивают.

Так вот, прошу любить и жаловать, дальние родственники героя и недавние кровные враги фамилии Хепберн – семья Дуглас и лично Арчибальд Дуглас, 6-й граф Ангус – стоили очень, очень дорого и весили почти неподъемно.

Арчибальд Дуглас, 6-й граф Ангус
Арчибальд Дуглас, 6-й граф Ангус

Танталлон, точней, то, что от него осталось, стоит на обрыве – это роднит его с замком Сент-Эндрюс, резиденцией верховного духовного лица средневековой Шотландии, но он таки будет еще побольше Сент-Эндрюса… Если вам нужен от него только один образ, который возникает сразу, сразу впивается в память, то камень, конечно. Камень на горизонте – и в этом весь характер Дугласов. И вся их тема в романе.

Внутренний двор Танталлона, Басс Рок - на горизонте. Фото (С) Илона Якимова 2017
Внутренний двор Танталлона, Басс Рок - на горизонте. Фото (С) Илона Якимова 2017

Это не просто камень, это Басс Рок, остров вулканического происхождения, примерно километра полтора на два в поперечнике. Исторически на острове когда-то находилось строение раннехристианского периода, затем, во времена Республики, замок и в нем - государственная тюрьма, в начале прошлого века там соорудили маяк. Сейчас его собственник – сэр Хью Гамильтон-Далримпл, чья семья приобрела остров в 1702 году, а до того он шесть веков подряд принадлежал фамилии Лаудер (Далримплы, кстати – также и последние хозяева Хейлса, которые, с одной стороны, растащили замок на камни для строительства собственного особняка, с другой – передали сэру Вальтеру Скотту подлинные бумаги Белокурого).

Вот какой характер пестуется в человеке, когда день за днем он видит на горизонте вот это? Ну, без вариантов, я думаю. Камень на горизонте – это вам не камень за пазухой, это куда значительней.

Танталлон, главные ворота замка. Фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, главные ворота замка. Фото (С) Илона Якимова 2017

От Танталлона осталось не так уж много – вначале пострадал, когда Джеймс V Стюарт с артиллерией выбивал отсюда бывшего отчима, Арчибальда Дугласа, 6-го графа Ангуса. Об осаде 1528 года тут твердит почти каждая пояснительная табличка почти на каждой стене.

Танталлон, фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, фото (С) Илона Якимова 2017

Отсюда Ангус отправился в изгнание в Англию, которое продолжалось полтора десятка лет, до самой смерти короля в 1542 году. Но к полному разрушению Танталлона приложили руку и все остальные века, уже после осады. Наружная стена отстояла весьма далеко от обитаемых башен и подвесного моста через ров – и первое, что бросается в глаза, когда первый раз попадаешь даже в развалины средневекового замка: ширина шахт винтовых лестниц, ширина ступеней, высота дверей.

Лестницы Танталлона. Фото (С) Илона Якимова 2017
Лестницы Танталлона. Фото (С) Илона Якимова 2017

Так скажем, в Танталлоне не самые низкие двери из встреченных мной, не самые узкие лестницы, но граф Босуэлл с его несредним ростом точно пересчитал бы лбом все притолоки. Отличный бытовой момент, я считаю. И заодно – причина общего невысокого роста популяции, естественный отбор. Остальные просто вышибали себе мозг, дорастая до высоты двери… да я знаю, знаю, про питание и повышение роста в целом с течением веков, но и теория бытового насилия мне нравится тоже.

Размах и охват поражает также – с высоты башен Танталлона люди во внутреннем дворе кажутся муравьями. Подобные циклопические размеры и подлинно королевский размах имеет и вторая из виденных мной крепостей Дугласов, принадлежавшая старшей ветви рода, Черным Дугласам – замок Босуэлл. Вообще, поглядев на эту недвижимость, почему-то хорошо понимаешь королей Шотландии, которые век от века пытались пошатнуть могущество Дугласов – порой и самыми жестокими средствами, вроде «Черного ужина» в Эдинбургском замке. Но и Дугласы на любовь к своим королям не скупились также…

Танталлон, вид на внутренний двор и руины холла с высоты башен. Фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, вид на внутренний двор и руины холла с высоты башен. Фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, внутренний двор, Центральная башня, фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, внутренний двор, Центральная башня, фото (С) Илона Якимова 2017

Танталлон, вид на"башню Дугласов" и Северное море. Фото (С) Илона Якимова 2017
Танталлон, вид на"башню Дугласов" и Северное море. Фото (С) Илона Якимова 2017

К вопросу, что писателю нужно привозить из путешествий... Мне нужно было ядро, вокруг которого сформировать в романе образ семьи, сжигаемой изнутри страстью, ненавистью и алчностью – и Танталлон дал мне этот образ вполне.

Еще историй об авторе, герое и романе? Это здесь.