Почему не стоит надеяться на гаражные ворота и блокираторы и что действительно отпугнет угонщика — в нашем материале.
Когда в СССР автомобиль начал становиться массовым явлением, тут же появились злоумышленники, которые решили завладеть движимым имуществом трудящихся. Увы и ах, «Жигули» и «Москвичи», «Победы», а позже и «Волги» начали уезжать даже из заваренных на зиму гаражей! Lada и сегодня лидер — продукт главного бренда «всея Руси» уезжает на запчасти. Даже владелец бюджетной машины сегодня не защищен от угона. Как же уберечь семейный бюджет и нервные клетки от огромной дыры размером в машину?
Не покупать Lada, Toyota и других лидеров статистики угонов
Начинать подготовку стоит загодя, до заключения договора с продавцом. Еще при выборе марки и модели следует обратить внимание на различные рейтинги угонов — от аналитики ГИБДД и страховых компаний до подборок во всемирной паутине. Особенно это важно для тех, кто выбирает автомобиль начального ценового сегмента. Как правило, массовые предложения производителей очень близки по цене и качеству, а отличия порой заключаются лишь в значке на руле и капоте. Лучший пример: Lada Granta — чрезвычайно массовый и оттого популярный у автоворов автомобиль — и Datsun on DO, который, судя по рейтингу ОСАО «РЕСО Гарантия», вообще не угоняют.
В ценовом сегменте «около миллиона рублей» лидирует Lada и корейские братья: Kia Rio и Hyundai Solaris. А вот VW Polo Sedan уже куда менее популярен, хоть еще год назад тоже регулярно попадал в сводки. Renault Logan в связи с утратой массовой популярности у россиян стал непривлекательным и для угонщиков, ну, а надоевшие детища PSMA Rus — Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan — можно смело оставлять во дворе даже с ключом в замке зажигания.
Среди кроссоверов, несмотря на «аншлюс» российского рынка корейскими автопроизводителями, безальтернативным фаворитом остается Toyota. Кажется, что RAV4 уезжает от владельцев активнее, чем сходит с конвейера. Не отстают от младшенького и «кумиры миллионов» — Land Cruiser Prado и Land Cruiser 200. Эта парочка так сногсшибательно действует на угонщиков, что новую машину не убережет даже спящий внутри водитель. Аналогичные автомобили Lexus, к слову, обладают куда меньшим притяжением.
Лучшая «лакмусовая бумажка» - стоимость полиса каско. Рассчитав графу «угон», можно легко очертить круг автомобилей, которые с большей долей вероятности дождутся своих владельцев там, где те их оставили. В качестве достойного примера грех не привести историю нового поколения Range Rover, которое так понравилось россиянам, что его вообще отказывались страховать — точно ведь угонят!
Экономить на комплектации, но не на аэрографии
Важным фактором для угонщиков является комплектация и цвет: машины в богатом оснащении и в популярном колоре (читай, черные) угоняют значительно чаще. А вот аэрография или тюнинг считаются неплохим и работающим средством от угона. Приметные машины привлекают значительно больше ненужного угонщикам внимания.
Впрочем, никаких гарантий никто не дает — раз в год в России и палка стреляет! Значит, вступает в дело первое правило бизнеса: защищайте свою инвестицию!
Не надеяться на охраняемый паркинг или гараж
Сердцу не прикажешь, скажете вы, и будете абсолютно правы: испокон веков машину выбирают глазами. Если уж автомобиль приглянулся, то никакие сверхдоводы не помогут: надо брать! И ни один рейтинг безопасности, надежности и угоняемости тут не советчик. А значит, купив долгожданную обновку, надо будет оградить ее от всех врагов. Только вот как это сделать?
Застраховать, конечно! Но при заключении договора каско вы наверняка узнаете, что у автомобиля есть амортизация — чем он дороже, тем быстрее теряет в цене, и пике начнется ровно в ту секунду, когда вы первый раз повернете ключ или клавишу в замке зажигания. То есть по полису в случае «того самого случая» вам вернут не полную стоимость. Кстати, зимняя резина, дорогая сигнализация, дополнительные опции и «население» бардачков и карманов требуют особой описи и поднимают цену страховки. Поэтому, увы, так и остаются невостребованными. И, соответственно, страховая не восполнит при пропаже машины дополнительные вложения.
Значит, нужно гарантировать защиту по старому, проверенному временем методу: построить вокруг высокий частокол, выкопать ров и посадить охрану. И никогда не выезжать на новом автомобиле. Увы, не все так просто: даже гаражные ворота не спасут от опытного вора, а охраняемая стоянка капитулирует перед профессионалом. В тот момент, когда на вашем Porsche Cayenne будут снимать фары и руль (да-да, теперь одной оптикой не ограничиваются, ведь «баранка» держится на трех болтах, а стоит немилосердно много) камеры почему-то отключатся, а сторож-подлец уснет в пьяном угаре. Увы и ах, но «гардероб не несет ответственности»!
Ни гаражный кооператив, ни закрытая платная стоянка, ни многоуровневый паркинг не дает гарантий сохранности: более того, бетонные перекрытия часто становятся причиной некорректной работы спутниковой сигнализации и высаженного в результате аккумулятора. Эта троица спасет лишь от мелких хулиганов, нацеленных на воровство колес и магнитол, а также убережет от пышнотелого соседа, который любит открыть дверь своего авто до характерного звука. А для опытного преступника, который уже нашел цель и идет к ней, это не барьер. Возьмет не глядя, даже не ругнется лишний раз.
Отказаться от автозапуска и дешевых противоугонок
Современная сигнализация — целый охранный комплекс. Звук, свет, спутник — все на страже! Если, конечно, за вашим автомобилем придет неподготовленный дилетант. А также, если «защиту» ставили в профессиональном центре, не намудрили с электроникой, которая по доброму стечению обстоятельств не конфликтует с заводским иммобилайзером. Если же «левша» оказался «правшой», то автомобиль может открываться и закрываться сам по себе, сходить сума и привлечь внимание молодой аудитории, окрыленной дешевым алкоголем.
Отдельный параграф посвящаем системе автоматического запуска двигателя: только заводской механизм позволяет дистанционно завести машину без существенных последствий для общей защиты. Установленный в мастерской комплекс обходит иммобилайзер, предоставляя вору широчайшие возможности для угона. Беда в том, что автозапуск чаще всего основывается на зашитом под торпедо ключе, который преступник очень быстро найдет. Даже ломать личинку не придется!
Хорошая сигнализация, способная справиться с агрессией, не может стоить мало: дорогая электроника, сложная установка, подразумевающая разбор салона, абонентская плата за спутниковое слежение и авторские права обойдутся в копеечку. Но все остальные варианты — лишь возможность дистанционно открыть автомобиль. К безопасности и защите от угона они отношения не имеют.
Не лениться использовать механические системы защиты
И тут на помощь приходят «дедовские» методы, которым так и не нашли альтернативы. Механика не дает сбоев, не высаживает аккумулятор, не конфликтует с заводским «железом» и не позволяет угонщику быстро себя обезоружить. Как полвека назад научились прятать размыкающие электрический контур тумблеры и выключатель для бензонасоса, так и делают по сей день. Чем экзотичнее и скрытнее место — тем лучше. Владелец знает, а все остальные могут искать целыми днями.
Чтобы предотвратить вскрытие капота, отлично подойдут стальные шипы в местах крепления фар к «телевизору». Резиновый домкрат не подсунешь, в моторный отсек не попадешь. Специальные замки на селектор коробки передач и руль задержат вора на секунды, а вот запрятанный в недра пассажирского отсека тумблер может продержаться и часы. Спутник спутником, но дополнительный, часто сделанный в единичном экземпляре замок на бензонасос не позволит даже завести автомобиль. Эвакуатором заберут? Да сначала ему надо просто во двор заехать — там по ночам и «Матиз» не протолкнется!
Старая добрая механическая защита, сделанная руками опытного механика, справится даже с крутым профи! Где искать таких умельцев? По знакомым да в гаражах особого назначения, где все еще несут службу настоящие мастера старой школы. Если же не нашлось связей — то надо держать путь в многочисленные «лаборатории», которые предлагают авторские защитные комплексы.
Разориться на авторский охранный комплекс
Лучший вариант, который дает фактически 100% гарантию — это авторский охранный комплекс, состоящий из доработанной электронной сигнализации и механической противоугонной защиты. Только тандем всех известных аргументов дает возможность противостоять угону.
Такая защита состоит из бронирования стекол, специальных штырей, блокирующих открывание дверей, хитрой, значительно доработанной сигналки, штырей под капотом и еще десятков преград, тщательно скрываемых разработчиками. Стоит такое удовольствие немало — 5%-10% от цены автомобиля, но результат поражает воображение. Одна наклеечка с «автографом» известных московских ателье сбережет машину лучше, чем некоторые сигнализации. Злоумышленник просто не будет связываться.
Есть у авторских охранок и еще один существенный бонус: страховые компании готовы дать обладателю такой защиты большой дисконт и легко страхуют даже те автомобили, которые находятся в стоп-листах. Таким образом, авторская защита окупается за 3−5 лет.
Бонус-трек: где чаще всего угоняют автомобили
Лихие времена «парашютистов», когда водителей просто выбрасывали из-за руля, и краж у ресторанов и баров давно остались в прошлом. Сегодня автомобили угоняют из дворов и с парковок, причем делают это чаще всего по ночам — днем слишком много шансов нарваться на патруль ППС и внимательного прохожего. Дурной славой по‑прежнему пользуются промзоны и спальные районы.
Злоумышленники чаще всего действуют с помощью автомобиля-эвакуатора, куда, предварительно «оглушив» сигнализацию, грузят «пострадавшего» и теряются во мгле многочисленных гаражных кооперативов. Как и раньше, 2/3 машин не выезжают за пределы района, отстаиваясь в соседних дворах до того момента, когда уляжется пыль. Как и за многие годы «до», львиную долю угнанных автомобилей так и не находят.
Спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Вот главный лозунг качественной и рабочей защиты автомобиля от угона. Так что, в случае чего, все претензии следует высказывать исключительно в диалоге с зеркалом. Защищайте свои инвестиции.