Найти в Дзене

Блюз, рожденный ножом и горлышком бутылки.

В этом году будет проходить XI Blues-Bike Festival в городе Суздаль. Больше десяти лет повторяется один и тот же вопрос - а почему блюз? Давай рок! И каждый раз я с улыбкой ухожу от ответа, ссылаясь на то, что музыкальный формат определяет атмосферу музыкального события. Ответ дипломатичный, но не информативный. 5-7 апреля 2019г. проходила грандиозная выставка мотоиндустрии России «Мотовесна-2019». На стенде Blues-Bike Festival был ажиотаж. И вновь тот же самый вопрос. Отвечая на него в тысячный раз, я решил написать заметку о блюзе, его истории и, может быть, читателю станет понятен выбор музыкального формата Blues-Bike Festival Suzdal.

-2

Легенда гласит, что первые блюзовые музыканты играли с помощью ножа и бутылочного горлышка.

Существует распространённый миф, что блюз – музыка африканская. Это заблуждение сродни сказке о том, что сигары скручивают жгучие мулатки на своих восхитительных бедрах. На самом деле и то, и другое – только красивая баллада.

Аналогов блюза в африканской музыке не существует, так же, как и сигаре невозможно придать идеальную цилиндрическую форму без специальных приспособлений.

Блюз родился в США на границе XIX и XX веков.

Более 300 лет в США процветала работорговля. Использование рабского труда превратило Американские штаты в самую конкурентоспособную экономику начала XX века. За это время из Африки были вывезены миллионы людей.

Их перевозили в трюмах кораблей. По статистике, за 2-3 недели плавания выживало 60-70% процентов проданных в рабство. Такие «потери» считались допустимыми, поэтому создавать рабам человеческие условия никто не стремился. В США рабов продавали на плантации.

Рабов из одного племени никогда не отправляли на одно и тоже поле, чтобы заставить говорить всех на английском. Именно поэтому в Северной Америке в течение двух поколений с начала работорговли возникла ситуация, когда люди африканского континента стремительно утратили свою историю и культуру, забыв язык и песни своей родины. Именно в эти годы музыка, которую привозили с собой африканские музыканты, утратила племенные корни.

Но при этом музыка продолжала оставаться фоном всей их жизни. На поле они пели, вечером дома танцевали. Музыка трансформировалась, но оставалась важнейшей частью их жизни. Забывая язык и традиции, они сохраняли общие черты, характерные для музыки Африки.

Первой такой чертой африканской музыки является полиритмия – одновременное развитие множества взаимоувязанных ритмических линий. Для человека из Африки, когда он танцует, совершенно естественно, что одна его нога топает один ритм, вторая нога – другой и еще он похлопывает себя ладонями по бедрам и животу. Звуки танцующего человеческого тела образуют разные ритмические линии.

В европейской музыкальной культуре существует понятие регулярного ритма. Деление музыки на такты с сильными и слабыми долями. Европеец привык хлопать на сильную долю, африканец, наоборот, слышит слабую и хлопает на вторую и четвертую доли. Это главное внешнее проявление полиритмии африканской музыки.

Вторым важным признаком являются лабильные тона. Музыка Африки построена на натуральном звукоряде. Когда африканец поет, он понижает тона и полутона, как нам кажется, произвольно. Это и является лабильным или подвижным тоном.

Третьим признаком является гетерофония. В отличие от европейской музыки, где существует понятие полифонии - одновременного звучания взаимоувязанных голосов, в африканской музыке одновременно звучащие разные голоса не взаимоувязаны.

Музыка Африки на американской земле, в силу описанных выше причин, довольно быстро трансформировалась в три жанра народной афроамериканской музыки, в три вида бытового музицирования, не имеющих аналогов в африканской музыке в чистом виде.

Трудовая песня (work song) - коллективная песня под одновременные трудовые действия: удары топора, мачете или кирки. Песня, которую поют хором, работая в поле или на стройке.

Кричалка (holler)- песня, которую исполнял один человек, она была его собственного сочинения и, своего рода, музыкальным идентификатором личности. По кричалкам узнавали людей.

Спиричуэлс (spirituals) - духовные песни. В XVIII веке рабов начали крестить. Проповедники объясняли африканцам основы веры и они восприняли христианство всем сердцем. У них появились свои церкви, в которых и появился особенный вид службы – музицирование, спиричуэлс.

Отказ от рабского труда в США шел очень медленно. Юридическую свободу рабы получили только в 60-е годы XIX столетия в результате гражданской войны. Реальное освобождение людей из рабства произошло только к 90-м годам XIX столетия. Но экономическую свободу они не получили и продолжали работать на тех же полях, только за долю урожая. Рабовладение уступило место расизму и дискриминации по расовому признаку, которое исчезло в США только в 60-х годах ХХ века.

Но, несмотря на столь долгий путь афроамериканцев к справедливости и равенству, их музыка проникала в американское общество намного быстрее.

В начале ХХ века, благодаря Джону Ломаксу, изучавшего афроамериканскую музыку, появилась первая аудиозапись этой музыки на магнитную проволоку. В 30-х годах его сыну Алану было суждено стать историком афроамериканского фольклора. Его книга «The Land Where the Blues Began» («Земля, где начался блюз») и по сей день является важной в исследовании истории блюза.

Интересным фактом из этой книги является наблюдение, что на смену спиричуэлсу после Второй мировой войны в городских церквях пришел госпел – сольное церковное пение, а не коллективное.

Ульям Хэнди, называвший себя «отцом блюза», был первым музыкантом, записавшим в 1903 году блюз нотами. Его автобиографическая книга так и называется «Отец блюза». И в ней Хэгди описывает эту историю.

Путешествуя по штату Техас, он проснулся однажды от неслыханных звуков. Это был тощий музыкант в комбинезоне. Он играл на гитаре, скользя по струнам обратной стороной ножа, который он держал в левой руке. Сегодня эта блюзовая техника называется слайдом - металлическая трубка, надетая на мизинец исполнителя. Но в то далекое время слайдов не производили и музыканты добивались скользящего лабильного тона отбитым бутылочным горлышком на мизинце либо водили по струнам обратной стороной ножа.

Музыкант, которого встретил Ульям, пел всего одно повторяющееся предложение: «Goin' Where The Southern Cross The Dog» («Я еду туда, где Южная пересекает Собаку»). Речь шла о двух железнодорожных линиях в Техасе того времени - Southern и Yellow Dog и парень просто рассказывал песней, что едет до пересадки на линии Желтая собака.

Это первое упоминание о блюзе, как музыкальном высказывании. Поэтому справедливо считать появление этого жанра началом ХХ столетия. Хотя сами музыканты тогда называли свою музыку «балладами». Слово «блюз» впервые появляется в печати в 1912 году, а как название вида музыки – только в 1914-м. С этого момента мы можем говорить о том, что видим сформировавшуюся профессиональную афроамериканскую музыку примерно такой, какой мы ее знаем по ранним записям 1920-х годов. Дело в том, что афроамериканских музыкантов до 1920-х годов на пластинки не записывали. Поэтому не как формировался блюз, не как формировался его близкий родственник джаз, мы в точности не знаем.

-3

Но что мы знаем точно, исходя из истории музыки, что именно блюз стал прародителем других музыкальных течений, так любимых владельцами мотоциклов.

Суздаль - один из древнейших городов на территории современной России, он старше Москвы. Город, в котором время остановилось. Город, устоявший под натиском волн промышленных и культурных революций. И где как не в Суздале обратиться к музыкальным истокам, к корневой музыке, зовущей в дорогу?

Блюзовый фестиваль в Суздале «#Suzdalblues» - дух истории в современной интерпретации новых поколений музыкантов. Пожалуй, лучшего ответа на вопрос – «Почему блюз?» найти невозможно.

До встречи 28 Июня 2019 на XI Blues-Bike Festival в городе Суздаль!

http://www.festivalsuzdal.ru/

-5

Блюз
8739 интересуются