Найти тему
Ретроспектива PRO

Астор Пьяццолла и революция в мире танго

Из истории музыки

«Танго было очень скучным, пока не появился я».

Эти слова принадлежат Астору Пьяццолле, сделавшему настоящую революцию в мире танго. Самобытный композитор, изобретательный аранжировщик и блестящий исполнитель передал суть аргентинского танго, мастерски стерев границу между популярной танцевальной и серьезной музыкой. Он соединил мелодику танго с достижениями и открытиями классиков разных эпох.

Астор Пьяццолла (1921 г. - 1992 г.)
Астор Пьяццолла (1921 г. - 1992 г.)

Неутомимый экспериментатор Пьяццолла ввел в симфонический оркестр бандонеон и сделал его солирующим инструментом, а скрипки заставил звучать голосами ударных. Критики-консерваторы объявили ему бескомпромиссную войну, но многолетнее противостояние закончилось его триумфальной победой. Произведения композитора включают в репертуар ведущие оркестры мира, исполняют известные солисты на крупнейших музыкальных площадках мира. А в родной Аргентине композитора давно называют Великий Астор.

Родоначальник стиля «нуэво танго»: как все начиналось

Когда восьмилетний Астор получил в подарок на день рождения бандонеон, мальчик пришел в неописуемый восторг.

Пьяццолла в детстве с бандонеоном
Пьяццолла в детстве с бандонеоном

Инструмент напоминал родную Аргентину, где он родился в 1921 году и откуда семья уехала в Нью-Йорк в поисках лучшей жизни. С необычайным рвением он стал осваивать инструмент, часами усердно занимаясь, и делал невероятные успехи. Даже удостоился записи на нью-йоркском радио.

8-летний Астор на концерте с бандонеоном
8-летний Астор на концерте с бандонеоном

С бандонеоном он не расстанется до конца жизни и играл как бог.

Важным этапом в жизни Пьяццоллы стала встреча с Карлосом Гарделем, который вошел в историю, как основоположник классической музыки танго, возведя народный танец в разряд истинного искусства.

Юный музыкант снялся с ним в кинофильме «День, когда ты меня полюбишь», играя эпизодическую роль.

14-летний Астор в эпизодической роли в фильме "День, когда ты меня полюбишь". Карлос Гардель третий справа. 1935 год.
14-летний Астор в эпизодической роли в фильме "День, когда ты меня полюбишь". Карлос Гардель третий справа. 1935 год.

Вскоре Гардель погибает в авиакатастрофе, и Пьяццолла, словно приняв от него эстафету, продолжил развитие танго.

В 1936 году семья Пьяццоллы вернулась в родной городок Мар-дель-Плата, где пятнадцатилетний музыкант стал зарабатывать на жизнь, играя в оркестрах. В репертуаре – обожаемое аргентинцами танго, а его бандонеон вносит в звучание пронзительно-щемящие нотки, окрашивает оттенками ностальгии.

Скоро ему стало тесно в маленьком портовом городке, и музыкант перебрался в Буэнос-Айрес. Волею случая он попадает в знаменитый коллектив Анибала Тройло. Это был золотой век танго, оркестр востребован и выступает в известных концертных залах столицы. Руководил музыкантами виртуозный исполнитель и первый бандонеонист Аргентины - Тройло, у которого было чему поучиться. И Астор совершенствует свое исполнительское мастерство.

Оркестр Тройло. Тройло - в центре.  А. Пьяццолла - второй справа. 40-е годы
Оркестр Тройло. Тройло - в центре. А. Пьяццолла - второй справа. 40-е годы

В оркестре Пьяццолла не только бандонеонист, но и аранжировщик. Он начинает экспериментировать. Его музыкальное мышление смело и нестандартно. Однако такая музыка не может понравиться публике и танцорам, поэтому руководитель оркестра часто одергивает молодого музыканта, охлаждая его творческий энтузиазм. Много лет спустя уже состоявшийся композитор Пьяццолла посвятит маэстро сюиту «Троилеану». А пока он не спорит с Тройло.

Творческий поиск и музыкальный почерк

В стремлении к совершенствованию нет границ и не бывает много учителей. Молодому исполнителю, жаждущему новых познаний и открытий, судьба подарила встречу с Артуром Рубинштейном. Известный пианист, услышав сочиненные Пьяццоллой танго, посоветовал заниматься у аргентинского композитора Альберто Хинастера. У маэстро начинающий мелодист учился композиции, все глубже погружаясь во вселенную симфонической музыки и академического исполнения.

Перед молодым композитором скоро встала дилемма: по какому пути идти? Предпочесть классическую музыку или творить в жанре танго. Неужели эти две линии параллельны и не могут пересекаться? В этот период творческих исканий он покинул оркестр Тройло и собрал коллектив, в котором пытался реализовать новаторские идеи. Изменилась и его личная жизнь, он женился на художнице Деде Вольф.

Пьяццолла опережал свое время. Публика не была готова принимать непривычную музыку со сложными ритмами, оригинальными нестандартными аранжировками. Оркестр распался.

В начале 50-х молодой композитор сочинил десятки произведений, которые уже имели характерный почерк. В 1953 году поиски себя в музыкальном пространстве вылились в создание симфонического цикла «Буэнос-Айрес». С этим произведением он по настоянию Хинастера выступил на конкурсе молодых композиторов. Его талант отметило жюри, однако публичное исполнение сочинения вызвало негодование слушателей. Как и в танго, в симфонической музыке Пьяццолла не придерживался установленных норм. Это расценивалось, как пренебрежение к классической музыке. Консервативная публика негодовала, осуждала. Композитор к тому же позволил себе невиданное святотатство: включил в состав симфонического оркестра непристойный бандонеон. Инструмент до сих пор звучал только в небольших оркестрах, которые аккомпанировали танцорам, под его сопровождение зачастую танцевали и в портовых кабаках, борделях.

Пьяццолла не нашел понимания у публики, зато получил право стажироваться в Париже у лучшего педагога, органистки и дирижера Нади Буланже.

Жюльетт Надя Буланже (1887 г. - 1979 г.)
Жюльетт Надя Буланже (1887 г. - 1979 г.)

Музыкант, виртуозно играющий на бандонеоне и создающий уникальные аранжировки, предстал перед Буланже скромным и застенчивым юношей. Пьяццолла много работал, показывал педагогу все новые и новые сочинения, скрывая свое увлечение танго. Однажды строгая наставница сказала, что в одной вещи она услышала Стравинского, в другом опусе – Бартока, в третьей работе – Равеля. И спросила, где же Пьяццолла? В ответ ученик сыграл танго «Триумфаль». Буланже просияла, наконец-то она услышала истинного Астора Пьяццоллу. Это стало переломным моментом в его творчестве.

Пьяццолла с Надей Буланже. 1955 г.
Пьяццолла с Надей Буланже. 1955 г.

Закончив учебу в Париже, композитор вернулся в Буэнос-Айрес и создал октет. Он пригласил джазового музыканта Орасио Малвисино и ввел в состав электрогитару. Снова революционные эксперименты с аранжировками были приняты в штыки. Рьяные ненавистники композиторских исканий и новшеств называли Пьяццоллу «убийцей танго». В его адрес зазвучали угрозы, и он уезжает в Америку. В Нью-Йорке Астор снова в творческом поиске. На этот раз он пробует соединить воедино танго и джаз.

Смерть отца заставляет его вернуться на родину. Памяти родного человека он посвящает одно из лучших своих творений – «Adios Nonino».

Триумф

Астор Пьяццолла вновь организовывает музыкальный коллектив. В квинтет входит фортепиано, скрипка, электрогитара, контрабас и, конечно, бандонеон. Гастроли по Штатам и Бразилии проходят с успехом.

Квинтет Пьяццоллы. 1963 г.
Квинтет Пьяццоллы. 1963 г.

1965 год ознаменовался появлением нового жанра – танго-песни. Его рождение – результат плодотворной совместной работы с поэтом Луисом Борхесом. Пьяццолла с увлечением пишет музыку на его стихи.

Спустя год появляется новый формат – оперетта «Мария из Буэнос-Айреса». Для участия в постановке он приглашает молодую певицу Амелиту Балтар. Между ними вспыхивает искра, перерастающая в страстный роман, который продлится около семи лет.

Амелита Балтар на одном из выступлений. 1969 год.
Амелита Балтар на одном из выступлений. 1969 год.

Триумфальное шествие на музыкальный Олимп продолжалось. Композитор творит, сочиняет, новые чувства и Муза вдохновляют. В 70-м в Париже он формирует новый оркестр, однако из-за финансовых сложностей коллектив уменьшается до квинтета (сократилась спонсорская помощь от муниципалитета Буэнос-Айреса). Астор Пьяццолла увлеченно работает и в другом творческом формате: пишет музыку для кинофильмов.

Самыми плодотворными и финансово успешными для Пьяццоллы стали 80-е годы. Это мировые гастроли с возобновленным в 1978 году квинтетом, совместные выступления с исполнителями мирового уровня, награждение престижной премией Cezar за лучший саундтрек к фильму «Танго, Гардель в изгнании».

В 1983 году композитор выступил в аргентинской столице с легендарной программой, в которой звучали его революционные произведения в стиле «Tango nuevo». Через два года он получил звание Почетного гражданина Буэнос-Айреса, наконец, Аргентина призналась в любви к своему сыну и склонила перед ним голову.

Я - Мария из Буэнос-Айреса. Песня из оперы-танго "Мария из Буэнос-Айреса"

Вместо эпилога

Самобытный талант Астора Пьяццоллы вырос на музыкальных традициях буэнос-айресского городского танго, пристрастию к джазу, любви к классической музыке. Он стал композитором-реформатором и сумел сломать застывшие формы, использовать полифонические приемы, смело наполняя пространство и фактуру танго новым звучанием.

-10

Композитор умер в 1992 году. За свою творческую жизнь он написал около тысячи произведений, прошел долгий и тернистый путь к успеху. А еще ему посчастливилось исполнить на концертах и записать практически все свои сочинения.

-11