В 1949 году Лолите исполняется 14 - мы возвращаемся к анализу текста романа Набокова и следим, как изменился стиль главной героини за последний год-полтора.
В первой части разбора я уже говорила, что в 1947 году Ло носила веселые ситцевые платья, воздушные юбки в клетку, а реклама в модных журналах предостерегала девушек от ношения рубашки навыпуск.
Во второй части мы обратимся к анализу вечерних платьев и первого пальто с меховым воротничком: девочка взрослеет, меняется ее имидж. К тому же, постепенно меняются моды: между 1947 и 1950 в Париже произошел поворот в сторону стиля Нью лук. В Америке, правда, он был не таким радикальным. Американки, по природе своей более ценящие удобство, сперва взбунтовались против нововведений Диора. Но потом потихоньку оценили новую моду на осиные талии (не обойтись без полукорсета) и пышные юбки (нужны огромные нижние). Но это будет потом, в середине 1950-х. А в 1948-1950 годах даже вечерние платья не такие диоровские.
В описании модели вы видите размерный ряд: 9,11,13,15,17, а вся страничка озаглавлена Junior dresses. В подзаголовке стоит текст: "для юной фигуры с небольшой (хочется пошутить про упругую, но...) высокой грудью и тонкой, хорошо выделенной талией". Попробовали бы сейчас производители дать такой подзаголовок! Тут же бы получили ложку черного пиара в этой бочке мёда, ибо в наши дни хорошо известно, что фигура "песочные часы" - не единственный возможный вариант женского телосложения. Не стоит принимать цифры за возраст. Это не платья на 9-17 лет: это платья на размеры от 9го (82 - 62 - 87см) и до 17го (92 - 72 - 97см) В описании самой системы размеров Junior читаем: рост 162-165 см, высокая грудь и довольно прямое тело. То есть мальчишеская фигура. Ло, как мы помним из текста, как раз обладала мальчишеской фигурой с довольно узкими бёдрами.
Теперь к вечерним платьям. "...Лолита и Мона нарядились в очень открытые, пастельных оттенков, платья для бала в Бутлеровской школе". "Долли была в нарядном сером платье с облегающим лифом и юбкой клёш".
Совершенно логично, что примерно в том возрасте, когда барышня получает своё первое бальное платье, она получает и первое взрослое пальто.
"На ней было первое ее пальто с меховым воротничком; коричневая шапочка венчала любимую мою прическу - ровная чёлка спереди, завитушки с боков и природные локоны сзади - и её потемневшие от сырости мокасины и белые носки казались еще более неаккуратными, чем всегда". "Долли, в расстегнутом коричневом пальто, стояла, прижимая к животу двухэтажную постройку из нескольких книг на бюваре (так у них было в моде носить учебники); её розовые колени виднелись между краем юбки и неуклюжими голенищами длинных резиновых сапог".
В год обучения в школе Бердслея, Лолита чаще всего носит юбку из шотландки и свитер. Довольно обычная одежда для девочек 13-15 лет в самом 1948-1950 году.
Ну и вопрос косметики. Из текста ясно, что Лолита подкрашивает губы еще будучи 12-летней девочкой, живущей с мамой. В 13 и 14 лет она практически всё время появляется с подкрашенными губами. Говорит ли это о её порочности? НЕТ. Нет, и еще раз нет!
Как показывают отчеты американских школ, девочки в раннем возрасте начинали пользоваться помадой. В наши дни - замечу - можно купить набор специализированной детской косметики, рассчитанной на возраст 6+. Покупаешь такой набор дочери - и она никогда не стащит твою любимую Ревлон цвета "массака". Взрослые довольны, что детская косметика практически незаметна - дети довольны, что они типа "большие". В 1950-х годах детской косметики не было, а палитры нюдовых оттенков (беж, персик, помадка и прочие незаметные тона) придумают только через 10 лет. Результат - девочки активно пользуются мамиными помадами: как легальными, так и нелегальными способами. Мамины же помады в те годы имели насыщенные красные и розовые цвета. Лолита с её помадами - не исключение. Она вообще очень-очень типичный подросток для своего времени и своего места.
Ну что ж, всё хорошее тоже заканчивается. Завершен и этот разбор. Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал "Мода в книгах" - нам пора обратиться к Машеньке и Марте, Соне и Магде - центральным и проходным героинях других романов Набокова.