И почему теперь она должна стать лучше
Автор - Мария Русскова
Недавно фармацевтические компании и юристы договорились с Федеральной антимонопольной службой о том, как правильно рекламировать лекарства. Теперь им будет сложнее продать нам волшебную таблетку или спрей от всех болезней.
Как закон ограничивает рекламу лекарств?
Сейчас будет длинный формальный список для самых дотошных и любознательных. Вопиющие примеры нарушений - в конце статьи.
Согласно закону, реклама безрецептурных лекарств не должна:
обращаться к несовершеннолетним;
упоминать конкретные случаи излечения;
благодарить людей за использование препарата;
ссылаться на данные клинических исследований, обязательных для государственной регистрации любого лекарства;
намекать, что вы болеете;
намекать, что, даже если вы здоровы, вам все равно будет полезно принять лекарство;
намекать, что к врачу идти не обязательно;
гарантировать, что препарат вам поможет и что он безопасен;
выдавать препарат за биодобавку или любой другой товар, не являющийся лекарством;
говорить, что препарат безопасен и эффективен потому, что он натуральный (например «только натуральные компоненты в составе», «экологичный препарат», «сила природы»);
говорить, что это лекарство лучше других.
В требованиях к рекламе БАДов есть пара отличий:
из рекламы не должно создаваться впечатление, что БАД — лекарство и обладает лечебными свойствами;
во время ролика на экране должна появляться надпись «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ»; если речь об аудиоролике — эта фраза должна проговариваться, если о баннере или листовке — присутствовать на картинке;
реклама не должна побуждать к отказу от здорового питания;
если в рекламе фигурируют отсылки к научным исследованиям, они не должны трактоваться как рекомендацию к применению.
Рецептурные препараты вообще запрещено рекламировать.
Хочу примеров! Как нарушают этот закон?
По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяны Никитиной, самое частое нарушение — когда лекарство из рекламы характеризуют с помощью слов «быстро», «быстродействие»и однокоренных.
Но и за другими нарушениями далеко ходить не надо. Мы, например, в прямом смысле пошли к соседям за газетой про ЗОЖ и посмотрели телевизор. Вот пара примеров с объяснениями.
Незаконно
Нормально
Ролик описывает проблему зрителя, но не говорит напрямую, что у зрителя кашель. А формулировка «борется с кашлем уже с первого применения» не гарантирует эффективность препарата.
Незаконно
Нормально
Допустимая реклама: нам ничего не обещают, на экране — большая надпись, предупреждающая, что БАД — не лекарство.
Так, а мне-то что с этой новости?
Во-первых,
мы надеемся, что эта статья поможет вам или вашим близким понять, какой рекламе лекарств можно доверять.
Мы и сами порой рвемся в аптеку за препаратом, про который услышали, что он моментально прогонит простуду. Но, кажется, если научиться чуть более сознательно и ответственно подходить к своему здоровью — всем будет только лучше.
Если вы сомневаетесь в эффективности какого-то лекарства — спросите о нем врача.
Терапевты и педиатры DOC+ консультируют онлайн. Иногда это помогает потратить меньше, чем вы могли бы.
Во-вторых,
мы считаем, что среди наших читателей могут быть люди с обостренным чувством справедливости. Вот рецепт на этот случай.
Если вы увидели по телевизору, в журнале, на улице или услышали по радио рекламу, нарушающую закон, можно лично или по почте подать заявления в территориальное отделение ФАС.
Вам понадобятся:
доказательства нарушения (например, запись эфира или экземпляр газеты, где была размещена сомнительная реклама). Без доказательств заявление рассматривать не будут: это защита создателей рекламы от беспочвенных обвинений.
ФАС рассмотрит заявление в течение месяца. Если доказательств недостаточно, срок рассмотрения могут продлить, но не более чем на еще один месяц. При этом заявителя письменно уведомят о таком решении.
Если ФАС подтвердит нарушение закона о рекламе, в отношении виновника возбудят дело об административном правонарушении. Штраф составит от 100 до 500 тысяч рублей, а рекламу скорее всего запретят.
Так, а мне-то что с этой новости?
Во-первых,
мы надеемся, что эта статья поможет вам или вашим близким понять, какой рекламе лекарств можно доверять.
Мы и сами порой рвемся в аптеку за препаратом, про который услышали, что он моментально прогонит простуду. Но, кажется, если научиться чуть более сознательно и ответственно подходить к своему здоровью — всем будет только лучше.
Во-вторых,
мы считаем, что среди наших читателей могут быть люди с обостренным чувством справедливости. Вот рецепт на этот случай.
Если вы увидели по телевизору, в журнале, на улице или услышали по радио рекламу, нарушающую закон, можно лично или по почте подать заявления в территориальное отделение ФАС.
Вам понадобятся:
доказательства нарушения (например, запись эфира или экземпляр газеты, где была размещена сомнительная реклама). Без доказательств заявление рассматривать не будут: это защита создателей рекламы от беспочвенных обвинений.
ФАС рассмотрит заявление в течение месяца. Если доказательств недостаточно, срок рассмотрения могут продлить, но не более чем на еще один месяц. При этом заявителя письменно уведомят о таком решении.
Если ФАС подтвердит нарушение закона о рекламе, в отношении виновника возбудят дело об административном правонарушении. Штраф составит от 100 до 500 тысяч рублей, а рекламу скорее всего запретят.