Найти тему
Купрум

Какой рекламе лекарств не стоит доверять

Оглавление

И почему теперь она должна стать лучше

Автор - Мария Русскова

Недавно фармацевтические компании и юристы договорились с Федеральной антимонопольной службой о том, как правильно рекламировать лекарства. Теперь им будет сложнее продать нам волшебную таблетку или спрей от всех болезней.

Как закон ограничивает рекламу лекарств?

Сейчас будет длинный формальный список для самых дотошных и любознательных. Вопиющие примеры нарушений - в конце статьи.

Согласно закону, реклама безрецептурных лекарств не должна:

обращаться к несовершеннолетним;

упоминать конкретные случаи излечения;

благодарить людей за использование препарата;

ссылаться на данные клинических исследований, обязательных для государственной регистрации любого лекарства;

намекать, что вы болеете;

намекать, что, даже если вы здоровы, вам все равно будет полезно принять лекарство;

намекать, что к врачу идти не обязательно;

гарантировать, что препарат вам поможет и что он безопасен;

выдавать препарат за биодобавку или любой другой товар, не являющийся лекарством;

говорить, что препарат безопасен и эффективен потому, что он натуральный (например «только натуральные компоненты в составе», «экологичный препарат», «сила природы»);

говорить, что это лекарство лучше других.

В требованиях к рекламе БАДов есть пара отличий:

из рекламы не должно создаваться впечатление, что БАД — лекарство и обладает лечебными свойствами;

во время ролика на экране должна появляться надпись «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ»; если речь об аудиоролике — эта фраза должна проговариваться, если о баннере или листовке — присутствовать на картинке;

реклама не должна побуждать к отказу от здорового питания;

если в рекламе фигурируют отсылки к научным исследованиям, они не должны трактоваться как рекомендацию к применению.

Рецептурные препараты вообще запрещено рекламировать.

Хочу примеров! Как нарушают этот закон?

По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяны Никитиной, самое частое нарушение — когда лекарство из рекламы характеризуют с помощью слов «быстро», «быстродействие»и однокоренных.

Но и за другими нарушениями далеко ходить не надо. Мы, например, в прямом смысле пошли к соседям за газетой про ЗОЖ и посмотрели телевизор. Вот пара примеров с объяснениями.

Незаконно

В рекламе есть указание на натуральность препарата, формулировка «в отличие от обычных лекарств» и глагол «избавляет», который создает впечатление об эффективности лекарства. А формулировка «уменьшает риск инфарктов и инсультов» намекает на необходимость профилактического приема препарата даже здоровым людям
В рекламе есть указание на натуральность препарата, формулировка «в отличие от обычных лекарств» и глагол «избавляет», который создает впечатление об эффективности лекарства. А формулировка «уменьшает риск инфарктов и инсультов» намекает на необходимость профилактического приема препарата даже здоровым людям

Нормально

Ролик описывает проблему зрителя, но не говорит напрямую, что у зрителя кашель. А формулировка «борется с кашлем уже с первого применения» не гарантирует эффективность препарата.

Незаконно

Комбо из нарушений: сироп и капли рекомендует некий врач, который ссылается на собственный опыт излечения. БАДы легко перепутать с лекарствами — это незаконно
Комбо из нарушений: сироп и капли рекомендует некий врач, который ссылается на собственный опыт излечения. БАДы легко перепутать с лекарствами — это незаконно

Нормально

Допустимая реклама: нам ничего не обещают, на экране — большая надпись, предупреждающая, что БАД — не лекарство.

Так, а мне-то что с этой новости?

Во-первых,

мы надеемся, что эта статья поможет вам или вашим близким понять, какой рекламе лекарств можно доверять.

Мы и сами порой рвемся в аптеку за препаратом, про который услышали, что он моментально прогонит простуду. Но, кажется, если научиться чуть более сознательно и ответственно подходить к своему здоровью — всем будет только лучше.

Если вы сомневаетесь в эффективности какого-то лекарства — спросите о нем врача.

Терапевты и педиатры DOC+ консультируют онлайн. Иногда это помогает потратить меньше, чем вы могли бы.

Во-вторых,

мы считаем, что среди наших читателей могут быть люди с обостренным чувством справедливости. Вот рецепт на этот случай.

Если вы увидели по телевизору, в журнале, на улице или услышали по радио рекламу, нарушающую закон, можно лично или по почте подать заявления в территориальное отделение ФАС.

Вам понадобятся:

заявление;

доказательства нарушения (например, запись эфира или экземпляр газеты, где была размещена сомнительная реклама). Без доказательств заявление рассматривать не будут: это защита создателей рекламы от беспочвенных обвинений.

ФАС рассмотрит заявление в течение месяца. Если доказательств недостаточно, срок рассмотрения могут продлить, но не более чем на еще один месяц. При этом заявителя письменно уведомят о таком решении.

Если ФАС подтвердит нарушение закона о рекламе, в отношении виновника возбудят дело об административном правонарушении. Штраф составит от 100 до 500 тысяч рублей, а рекламу скорее всего запретят.

Так, а мне-то что с этой новости?

Во-первых,

мы надеемся, что эта статья поможет вам или вашим близким понять, какой рекламе лекарств можно доверять.

Мы и сами порой рвемся в аптеку за препаратом, про который услышали, что он моментально прогонит простуду. Но, кажется, если научиться чуть более сознательно и ответственно подходить к своему здоровью — всем будет только лучше.

Во-вторых,

мы считаем, что среди наших читателей могут быть люди с обостренным чувством справедливости. Вот рецепт на этот случай.

Если вы увидели по телевизору, в журнале, на улице или услышали по радио рекламу, нарушающую закон, можно лично или по почте подать заявления в территориальное отделение ФАС.

Вам понадобятся:

заявление;

доказательства нарушения (например, запись эфира или экземпляр газеты, где была размещена сомнительная реклама). Без доказательств заявление рассматривать не будут: это защита создателей рекламы от беспочвенных обвинений.

ФАС рассмотрит заявление в течение месяца. Если доказательств недостаточно, срок рассмотрения могут продлить, но не более чем на еще один месяц. При этом заявителя письменно уведомят о таком решении.

Если ФАС подтвердит нарушение закона о рекламе, в отношении виновника возбудят дело об административном правонарушении. Штраф составит от 100 до 500 тысяч рублей, а рекламу скорее всего запретят.