Костница – подземная часовня кладбища при храме Всех Святых была основана в 1142 году. А позже надстроили верхнюю наземную часть, чтобы все было как в лучших домах Иерусалима.
В 14-м веке один из монахов привез из служебной командировки в Иерусалим горсть глины с Хакелдамского поля, где по преданиям хоронили умерших путников.
Горсть глины была в торжественной обстановке разбросана по кладбищу при монастыре и с того момента кладбище стало с новым брендом - "Святое поле". И все захотели там быть погребенными, или хотя бы родственников туда пристроить. И все завертелось...Кладбище стало расширяться.
Чума 1318 года добавила постояльцев на погост в количестве 30 тысяч человек. А потом еще 10 тысяч умерших поступило на баланс в результате гуситской войны. Что тогда произошло с еще живыми гуситами неизвестно, но в 1421 году они запалили костел и уехали, а монастырь и все постройки напрочь сгорели.
К концу 15 века разрушенное и бесхозное кладбище стало обнажать кости погребенных и, видя такое непотребное дело, один полуслепой монах стал собирать кости и черепа, складывая в большие пирамиды внутри подземной часовни.
В начале 18 века, благодаря большому желанию нового аббата, костел и другие постройки были реконструированы в стиле барочной готики, включая внутренний интерьер с использованием костей. Однако, уже в конце 18-го века кладбищенская часовня как объект недвижимости перешла в пользование роду Шварценбергов.
Они наняли за недорого строительного мастера Франтишка Ринта, который «освежил» стены подземной часовни, также используя кости и черепа, благо их было в достатке. Кости он продезинфицировал и отбелил хлоркой. И до того увлекся, что бонусом сделал для Шварценбергов их фамильный герб. А благодаря тому, что Франтишек Ринт выложил из косточек также своё имя, он теперь является автором всего этого костяного великолепия, от которого многим не по себе.
Тем не менее тропа, идущая из Праги в Кутную гору, не зарастает, благодаря нескончаемому потоку туристов, которые желают пощекотать себе нервы. И реставрация всего кладбищенско-церковного комплекса, начавшаяся в 2014 году, этому не помеха.
Костницу даже не собираются закрывать для посетителей при очистке костей от пыли и плесени, появившейся там за многие годы. Каждую косточку снова промоют и продезинфицируют, вдохнут, если можно так выразиться, новую жизнь. И всё костяное убранство заиграет новым свежим светом, благо люстра уже есть.