Найти тему

Слушать нельзя делать

Недавно, рассказывая своей музе, о том, что «вот на этом самом» тренинге со звездой было «вау-вау, как здорово», не смогла ответить на вопрос «ну, вот ты вдохновилась, а что дальше? Где результат-то?»

И задумалась.

Как обычно проходят тренинги? Кучка приглашённых слушателей радостно внимает ослепительному и обаятельному оратору. А тот со сцены рассказывает, что в себя нужно верить. Себя нужно ценить! Ура, звезде! Все приглашённые получили запас позитива.

А теперь следите за руками — получили запас позитива, а не знания! А всё потому, что когда человек просто слушает — он не не учится. Так устроен наш мозг: когда мы просто слушаем, то запоминаем, а не обрабатываем поступающие данные.

Я сейчас расскажу, как примерно выглядит процесс запоминания.

Сначала мы видим или слышим какие-то факты. Это пока еще не информация, просто некие данные.

Вот это пусть будет факт.
Вот это пусть будет факт.

Далее этот факт необходимо поместить в среду (в нашу голову).  

-3

Чтобы факт туда, собственно, поместить нужно проложить тропинки, выстроить логические связи и ассоциации между новообретенным фактом и некой информацией, которая уже есть в нашей голове. А так как прокладывая дорогу, мы блуждаем в незнакомом нам месте, то и тропинки могут быть кривые и странные. И их может быть много. Но как только мы это сделали, то получили информацию.

На этом этапе информация выглядит вот так: факты + логические связи и ассоциации.
На этом этапе информация выглядит вот так: факты + логические связи и ассоциации.

Дальше, чтобы удобно было пользоваться информацией, нам надо наши тропинки спрямить и заасфальтировать. Наставить указателей «поворачивать здесь» и «кирпичей» для тропинок с не верной информацией. А для этого надо проехать по этой дороге несколько раз — то есть информацию надо проговорить/проанализировать/записать, в конце концов. Записать, Карл, а не сфотать на телефон. Т.е. совершить действие.

Так появляется знание. И выглядит оно как-то так:

Знание — это крепкие логические связи и нейронные пути + стопсигналы для тропинок с неправильным блоком информации + уверенность от применённого на практике действия.
Знание — это крепкие логические связи и нейронные пути + стопсигналы для тропинок с неправильным блоком информации + уверенность от применённого на практике действия.

А вот когда мы пройдем или проедем (ну или может кто-то проползет) по этой дороге много-много раз, то у нас появится навык. Это когда мы можем применить наши знания в любых условиях, даже если разбудить среди ночи.

Если отвлечься от кружочков и сделать некое подобие пирамиды Маслоу, то это будет выглядеть примерно так:

Придумали, собственно, эту пирамиду ученые-андрагогики.
Придумали, собственно, эту пирамиду ученые-андрагогики.

Так вот к чему это я.

Нельзя, прочитав или прослушав какую бы то ни было лекцию, сказать «я знаю». Что бы выстроились логические связи и ассоциации надо говорить, делать и анализировать. Поэтому, когда вы слушаете (ну или читаете) лекцию — это всего лишь интересное шоу. Даже если лекция классная. Даже если оратор «ну прелесть, какой душка». А настоящие знания приходят с опытом.