Проезжая на поезде в Тверской области по Бологое-Полоцкой линии, невозможно не удивляться красоте и эстетичности здешних вокзалов, мелькающих за окном поезда на маленьких станциях таких как Куженкино, Баталино, Скворцово медленно выплывающих под стук колес из глубин лесной чащи.
Милое запустение. Лишь с намеками да догадками о былом величии. В затейливости архитектурных узоров совсем забытая и невозвратная жизнь, о которой теперь можно только догадываться. Вокзал, с игривыми резными карнизами и остроконечной башенкой, напоминающий теремок из старых русских сказок.
Несмотря на сугубо стратегический характер линии Бологое-Полоцк, построенной в 1902-1906гг. исключительно для целей обороноспособности Российской Империи, дорога была выполнена по традиции в едином архитектурном стиле. Никакого экономического значения эта железная дорога не имела. В этой связи остаётся только удивляться тому, во-первых насколько качественно она была сооружена, если этот фонд существует до сих пор. Во-вторых насколько эстетически совершенно выполнена, красиво и в-третьих как основательно.
Желанием сделать красивым то, что окружало людей в повседневности, виден человек той эпохи, полагавший в основу красоту любого предмета, не допускавший серости, бездушия. Увы, таковое понятие сегодня утрачено напрочь.
На Бологое-Полоцкой дороге станционные здания даже на глухих разъездах, в глухомани, среди дремучих лесов или даже посреди болот отделаны деревянным декором, украшены шпилем с флюгером, высокими вокзальными окнами и маленькой мансардой.
Деревянные вокзалы таких маленьких станций были выполнены в архитектурном стиле русского модерна по замыслу архитектора С. Воловского и аттестованы по тогдашней царской классификации лишь на IV класс самый низкий. При этом дорога вместе с постройкой вокзалов и станций принесла в этот глухой лесной край все те лучшие блага, что могла дать цивилизация в то время. Жизнь образовалась на этих станциях. Там появился телеграф, почта, буфет. Местная интеллигенция приходила туда читать газеты, обсуждать новости.
Непременным внешним атрибутом вокзалов той эпохи был вокзальный колокол, извещавший пассажиров тремя ударами, как в театре, об отправлении поезда.
Очень несладко вокзалам на Бологое-Полоцкой, как и всей этой линии, досталось в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. По этим снимкам мы можем понять как погибали эти вокзалы в годы военного лихолетья, уходя пеплом в небытие в историю.
Сегодня такие вокзалы практически в первозданном виде сохранились лишь на станциях Куженкино, Баталино и Скворцово на этой линии. Частично сохранили свой исторический облик, лишившись мансарды и большей части декора, деревянные вокзалы на станциях Фирово, Чёрный Дор и Горовастица (последний из названных к сожалению был снесён в 2016г.).
А ведь когда-то именно такие деревянные вокзалы украшали здесь и другие станции IV класса, таких как: Сигово (Коча), Пено, Охват, Андреаполь, Мартисово, Назимово, Великополье и другие далее по линии за Великие Луки на Белоруссию.
И напоследок хочу задать вопрос всем читающим. Для чего служила вот эта выразительная мансарда, напоминающая башенку, на вокзалах Бологое-Полоцкой линии? Пишите свои варианты ответов в комментарии.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!