Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Как выглядели вокзалы IV класса Бологое-Полоцкой линии эпохи императора Николая II

Деревянный вокзал IV класса на станции Куженкино, вид со стороны платформы. Декабрь 2015г. Фото: Денис Доронин
Деревянный вокзал IV класса на станции Куженкино, вид со стороны платформы. Декабрь 2015г. Фото: Денис Доронин

Проезжая на поезде в Тверской области по Бологое-Полоцкой линии, невозможно не удивляться красоте и эстетичности здешних вокзалов, мелькающих за окном поезда на маленьких станциях таких как Куженкино, Баталино, Скворцово медленно выплывающих под стук колес из глубин лесной чащи.

Милое запустение. Лишь с намеками да догадками о былом величии. В затейливости архитектурных узоров совсем забытая и невозвратная жизнь, о которой теперь можно только догадываться. Вокзал, с игривыми резными карнизами и остроконечной башенкой, напоминающий теремок из старых русских сказок.

Деревянный вокзал IV класса на станции Куженкино, вид с тыльной стороны. Декабрь 2015г. Фото: Денис Доронин
Деревянный вокзал IV класса на станции Куженкино, вид с тыльной стороны. Декабрь 2015г. Фото: Денис Доронин

Несмотря на сугубо стратегический характер линии Бологое-Полоцк, построенной в 1902-1906гг. исключительно для целей обороноспособности Российской Империи, дорога была выполнена по традиции в едином архитектурном стиле. Никакого экономического значения эта железная дорога не имела. В этой связи остаётся только удивляться тому, во-первых насколько качественно она была сооружена, если этот фонд существует до сих пор. Во-вторых насколько эстетически совершенно выполнена, красиво и в-третьих как основательно.

Дореволюционное фото вокзала IV класса на станции Великополье, Бологое-Полоцкая ж.д., Псковская губерния
Дореволюционное фото вокзала IV класса на станции Великополье, Бологое-Полоцкая ж.д., Псковская губерния
Желанием сделать красивым то, что окружало людей в повседневности, виден человек той эпохи, полагавший в основу красоту любого предмета, не допускавший серости, бездушия. Увы, таковое понятие сегодня утрачено напрочь.
На Бологое-Полоцкой дороге станционные здания даже на глухих разъездах, в глухомани, среди дремучих лесов или даже посреди болот отделаны деревянным декором, украшены шпилем с флюгером, высокими вокзальными окнами и маленькой мансардой.
-4

Деревянные вокзалы таких маленьких станций были выполнены в архитектурном стиле русского модерна по замыслу архитектора С. Воловского и аттестованы по тогдашней царской классификации лишь на IV класс самый низкий. При этом дорога вместе с постройкой вокзалов и станций принесла в этот глухой лесной край все те лучшие блага, что могла дать цивилизация в то время. Жизнь образовалась на этих станциях. Там появился телеграф, почта, буфет. Местная интеллигенция приходила туда читать газеты, обсуждать новости.

-5

Непременным внешним атрибутом вокзалов той эпохи был вокзальный колокол, извещавший пассажиров тремя ударами, как в театре, об отправлении поезда.

-6

Очень несладко вокзалам на Бологое-Полоцкой, как и всей этой линии, досталось в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. По этим снимкам мы можем понять как погибали эти вокзалы в годы военного лихолетья, уходя пеплом в небытие в историю.

Пассажирское здание пылающее в огне пожара на станции Дретунь Бологое-Полоцкой линии после авианалёта немецкой авиации. Фото:  "Фотогалерея паровоза ИС"
Пассажирское здание пылающее в огне пожара на станции Дретунь Бологое-Полоцкой линии после авианалёта немецкой авиации. Фото: "Фотогалерея паровоза ИС"

Сегодня такие вокзалы практически в первозданном виде сохранились лишь на станциях Куженкино, Баталино и Скворцово на этой линии. Частично сохранили свой исторический облик, лишившись мансарды и большей части декора, деревянные вокзалы на станциях Фирово, Чёрный Дор и Горовастица (последний из названных к сожалению был снесён в 2016г.).

Вокзал на станции Куженкино приведённый к первоначальному историческому облику после реконструкции и получения статуса музея, осень 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Куженкино приведённый к первоначальному историческому облику после реконструкции и получения статуса музея, осень 2018г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Баталино, вид с тыльной стороны. Февраль 2019г. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Баталино, вид с тыльной стороны. Февраль 2019г. Фото: Алексей Алексеев

А ведь когда-то именно такие деревянные вокзалы украшали здесь и другие станции IV класса, таких как: Сигово (Коча), Пено, Охват, Андреаполь, Мартисово, Назимово, Великополье и другие далее по линии за Великие Луки на Белоруссию.

Деревянный вокзал IV класса и типовая водонапорная башня на станции Андреяполь (старое название с буквой "я") Бологое-Полоцкой линии, Тверская губерния.
Деревянный вокзал IV класса и типовая водонапорная башня на станции Андреяполь (старое название с буквой "я") Бологое-Полоцкой линии, Тверская губерния.

И напоследок хочу задать вопрос всем читающим. Для чего служила вот эта выразительная мансарда, напоминающая башенку, на вокзалах Бологое-Полоцкой линии? Пишите свои варианты ответов в комментарии.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!