«Река-море» - русская кораблестроительная традиция. Выживание.
Предыдущая статья на данную тему:
«ДЛЯ ТОГО И РЕКИ, ЧТОБ ИЗ ВАРЯГ ДА В ГРЕКИ»
Монгольское нашествие нанесло экономике Руси сокрушительный удар и отбросило её на столетия назад. Некогда густонаселённые земли опустели, поля и сёла были выжжены, города лежали в руинах… Спасшимся от резни и пленения приходилось на новых местах сплошь и рядом начинать «с нуля» - строить дома, выкорчёвывать деревья для расчистки земли под пашню, возрождать ремёсла… Торговля заглохла, бывшие земли Киевского княжества захватили литовцы, а причерноморские степи – татары, и выход к некогда Русскому морю оказался закрыт. Только избежавший разорения Господин Великий Новгород продолжал широкую коммерческую деятельность на Балтике, скооперировался с Ганзейским торговым союзом и осваивал берега северных морей. Но для этого были нужны суда, отличные от характерных для прошлых веков «речно-морских» ладей: либо чисто морские (буссы, шнеки, большие мореходные «лодьи»), либо сконструированные для плавания среди льдов (ушкуи, карбасы, кочи…). Поэтому новгородское и сформировавшееся на его основе поморское направление в корабельном деле сильно отличались от древней общерусской традиции – создавать суда, являющиеся одновременно и речными, и морскими.
Укрепившаяся после освобождения от монголо-татарского ига и одолевшая в XVI в внешних врагов на Востоке Московская Русь не смогла, однако, утвердиться на берегах Балтики и была полностью вытеснена оттуда Швецией в конце Ливонской войны (1583 г). Но вышеупомянутая судостроительная традиция сохранилась в XV - XVI веках на больших и полноводных южных реках. Именно тогда и там - на Днепре, Дону, Волге, Тереке и Яике (р. Урал), - возникли самоуправляющиеся общины вольных казаков. Общины эти состояли в основном из бывших крепостных крестьян, бежавших от своих хозяев – русских помещиков и (на землях нынешней Украины) польских шляхтичей.
В 1453 г турки захватили Константинополь, переименовали его в Стамбул и окончательно овладели проливами Босфор и Дарданеллы. Могущественная в раннем средневековье Византийская империя перестала существовать, построенные в Крыму крепости итальянской морской республики Генуи также были сокрушены - не без помощи вассальных турецкому султану татар. Это означало превращение Чёрного моря, по сути дела, во «внутреннее озеро» Турецкой, или Османской, империи. Чтобы не дать русским возможности снова когда-нибудь выйти по рекам к его берегам, османы построили в устьях важнейших впадающих в Чёрное и Азовское моря рек – Днепра, Дона и Дуная, - крепости Очаков, Азов и Измаил, при которых разместили эскадры военных судов.
Запорожские и донские казаки не желали мириться с таким положением дел. Надо сказать, что с XV по XVII века казачьи флотилии на Днепре, Дону и Волге создавали немало проблем речному торговому судоходству, так как регулярно нападали на ходившие по этим рекам купеческие караваны. Но «вольные люди» не ограничивались внутренними водными дорогами и нередко спускались по ним в моря. Там казаки не только захватывали суда турок и (на Каспии) персов с драгоценными грузами. но и освобождали перевозимых работорговцами невольников – последние очень часто оказывались их соотечественниками, захваченными татарами при набегах на русские и украинские земли. Мало того: казачьи дружины время от времени брали штурмом прибрежные города, включая Азов, и даже ходили на Стамбул. Конечно, коренным образом ситуация от этого не менялась: разорив очередной город, казаки убирались восвояси, а побережье Чёрного моря оставалось недоступным для Русского государства. Но и «спокойной жизни» у турок на своём «внутреннем море» не было.
О размахе казачьего пиратства на Волге и Каспии в середине XVII в говорит тот факт, что русский царь Алексей Михайлович, не особенно интересовавшийся морскими делами, и персидский шах Аббас даже договорились о совместных действиях против удачливых «разбойников». Это было время, когда вышел на историческую сцену и уже приобрёл симпатии простого русского люда Степан Тимофеевич Разин – атаман пришедшего с Дона на Волгу и в Каспийское море казачьего войска. Последнее состояло из 2 тыс. человек на 40 вооружённых небольшими пушками судах, успешно захватывало богатые прибрежные города (Дербент, Решт, Фарабат, Астрабат и др.) и трижды наносило поражения персидскому флоту (1).
На чём же отправлялись казаки в такие экспедиции? Донцы и волжане предпочитали струги – суда, имеющие очень давнюю историю. Само слово «струг» впервые обнаруживается в «Русской Правде» в 1054 г, но появилось оно, вероятно, намного раньше. Этимология этого слова точно не известна: оно может происходить от тщательно выструганных досок, из которых делался корпус судна, или от наименования мелких речек-струг, по которым такие суда изначально ходили, или от слова «заструги», обозначавшего речные отмели. Струг XVI- XVII веков представлял собой плоскодонное, беспалубное или с прерывающейся палубой, но часто с лубяной кровлей парусно-гребное судно для перевозки грузов или войск. Длина стругов могла быть от 20 до 38 - 45 м, ширина – от 4 до 10 м. На некоторых из них устраивались ледники для хранения провизии, а на предназначенных для атаманов, воевод, командного состава флотилий, богатых купцов или высокопоставленных вельмож возводились «чердаки» - специальные надстройки с окнами, от которых подобные суда получили название «чердачные». У типичного казачьего струга были одинаково заострённые передняя и задняя оконечности, по одному рулевому веслу в носу и в корме, 3 – 5 пар гребных вёсел (большой торговый или военно-транспортный струг мог иметь их до 10 пар) и съёмная мачта с одним прямым парусом (вам это ничего не напоминает? (2)). Вооружалось судно двумя или более маленькими пушками - пищалями или фальконетами.
Несколько иначе выглядели «чайки» - мореходные челны запорожских казаков, базировавшихся на островах реки Днепр (Хортица и др.). Способ постройки «чаек» сохранился в практически неизменном виде со времён Киевской Руси. Днище судна делалось из выдолбленного ствола дерева, над которым сверху «наращивались» борта из досок. Отличие «чайки» от древнерусской набойной ладьи состояло, помимо отсутствия у первой высоких штевней с резными украшениями, в крепившемся вдоль верхней кромки борта казачьего челна поясе толщиной около 0,15 м, свитом из камыша с помощью лыка или прутьев боярышника - для защиты от вражеских стрел и пуль. Как и струг, «чайка» приводились в движение вёслами (их могло быть до 30) и одним прямым парусом на единственной мачте, а управлялась двумя рулевыми вёслами-потесями – носовым и кормовым. В длину челны достигала 21,3 м, а в ширину – 4 м и вмещали до 70 вооружённых казаков с необходимыми для дальних плаваний припасами; иногда вооружались 4 – 6 фальконетами.
Ряд историков считают, что древнерусской в своей основе у казаков была не только технология судостроения, но и тактика морского боя. Вот как описал один из обычных казачьих приёмов француз Боплан:
«Если казаки встретят на пути (в Чёрном Море – S.N.) какие-либо турецкие галеры или другие суда, они преследуют их, атакуют и берут приступом… Так как их суда возвышаются не более двух с половиною футов над поверхностью воды, то они замечают неприятельский корабль или галеру раньше, чем могут быть замечены сами; заметив неприятельское судно, казаки убирают мачты, справляются о направлении ветра и стараются держаться за солнцем до вечера. Затем, за час до захождения солнца, они начинают быстро идти на вёслах к кораблю или галере, пока не подойдут на расстояние одной мили, чтобы не потерять судна из вида, и так наблюдают за ним почти до полуночи. Тогда по данному сигналу казаки из всех сил налегают на вёсла, чтобы скорее достичь неприятельских кораблей, между тем как половина казаков держится готовой к битве и только ожидает абордажа, чтобы проникнуть на корабль, экипаж которого бывает сильно поражён недоумением, видя себя атакованным 80 или 100 судами, с которых валит на корабль масса вооружённых людей и в один миг овладевает им».
Возможно, именно так действовали в море русские дружинники против заведомо превосходивших их ладьи размерами и качеством вооружения византийских боевых кораблей.
Продолжение темы следует
__________________________________________________________________________
(1) – Самое крупное из этих сражений казаков Разина с персами имело место у Свиного острова в Каспийском море весной 1669 г.
(2) – Если нет – можно почитать статью «Для того и реки, чтоб из варяг да в греки»