Развод – испытание для нервов и порядочности души. Юридическая процедура обнажает нутро каждого. Миллионеры готовы лечь костьми при дележке тапок. Простаки по жизни создают хитроумные планы по перераспределению имущества. Солидные отцы семейства похищают детей, чтобы заставить жену подписать соглашение не в ее пользу. Адвокат Ингуна Баша заявляет: "когда речь идет об оскорбленном самолюбии, пределов человеческой изобретательности нет".
Верните зонтик!
Психологи утверждают: главное -- пережить кризис на таком-то году брака. А практика адвоката показывает: от развода не зарекайся при любом стаже. У меня в числе клиентов была женщина, которая бесконфликтно прожила с супругом 27 лет. И все говорили: ах, какая замечательная пара. А в один прекрасный день муж заявил, что ему надоела эта старая вешалка, что он еще "огурчик" и созрел познать других женщин. Подал на развод и начал выживать супругу из квартиры.
С сожалением констатирую: при бракоразводном процессе из людей вылезает худшее. Яркий пример: муж-миллионер и его супруга живут в Юрмале. У них шикарный особняк и по периметру стоят дома четырех выросших детей – целый квартал. Возраст такой, что уже и внуки пошли. И тут жена обнаруживает, что супруг ей неверен. Она подает в суд заявление с просьбой их развести и имущество поделить.
Муж отговаривал ее с пеной у рта: он доказывал, что после стольких лет брака на некоторые вещи можно и глаза закрыть. Что она дура, потому что одинокой быть неприлично, а в ее возрасте она уже никого себе не найдет. Но жену не убедил. И тогда он развернулся во всей красе.
Этот неприметный на вид молчаливый мужичонка оказался очень талантливым по части затягивания дела: он завалил жену встречными исками. Там, например, был иск, что она лет десять назад на него не так смотрела, из-за чего в доме была тягостная атмосфера, что подтверждает: брак не удался по ее вине. В другом иске он претендовал на антикварный комплект мебели, подаренный супруге в 1994 году: это, мол, был дар любви, так что теперь пусть отдаст мебель либо вернет деньги за нее с учетом выросшей стоимости антикварного подарка. И еще фигурировал иск на 28 страниц, перечень предметов, которые он – миллионер! – требовал от суда поделить. В их числе были домашние тапочки и зонтик.
Когда эта женщина поняла, что своими силами ей не обойтись, и пришла к адвокату, то есть ко мне, она была совсем подавлена: развод тянулся уже год и муж выставил ее из дома.
Журналист: -- Но как? Разве закон не оговаривает четко: имущество супругов, нажитое в браке, делится пополам?
-- Да, в законе сказано все красиво. Но потом, как обычно, следует примечание: «исключая случаи, если...» И длинный список, под который можно подвести любую историю. Благодаря этому супруг моей клиентки простую ситуацию закрутил так, что она стала беспросветной. Вот тогда он и предложил ей соглашение. Он предлагал супруге признать, что все нажитое в браке принадлежит только ему, а взамен брался оплачивать ей аренду однокомнатной квартиры с оговоркой: «оплата не больше 300 евро в месяц, включая все коммунальные услуги». Наглость по анекдоту: «Что, и попробовать нельзя?»
Сейчас нам уже удалось разгрести большую часть бумаг, восстановить ее права на дом.
Дело еще продолжается, но перспективы для моей клиентки благоприятные. Потому что ее супруг – при фантастической мелочности – не был столь предусмотрителен, как муж другой моей клиентки.
Этот человек оказался настолько расчетлив, что готовился обобрать жену еще за восемь лет до расторжения брака! Ну представьте: она сидит дома, занята детьми и хозяйством, а он периодически подходит с бумагами: «Дорогая, я тут участок земли нам с тобой приобрел, но чтобы тебе детей в одиночестве дома не оставлять и не мотаться к нотариусу, подпиши этот документ. У нас же с тобой все общее, любимая». И она подписывает не читая, а там сказано, что супруга признает, что купленный участок не относится к имуществу, совместно нажитому в браке. За этим следует еще один участок, и еще, и еще. И муж не собирается ничего менять: жена – бесплатная прислуга, пускай детей вырастит. А через восемь лет он собирает все эти бумажки и приносит в суд вместе с заявлением о расторжении брака. Это дело очень нелегкое, не могу даже приблизительно предсказать, чем оно кончится.
В описанных случаях женщины были домохозяйками и материально зависели от мужей. Но и другие дела, где моими клиентками являлись владелицы своего бизнеса или немалой собственности, показывают: там, где речь идет о любви и браке, женщинам не приходит в голову подстраховать свои имущественные права.
Беседовала Ирена Полторак
ЖАКЛИН КЕННЕДИ. ФЕНОМЕН ЧЁРНОЙ ВДОВЫ -- ЗДЕСЬ
(с) журнал "Лилит" (Рига)