Найти тему
Satdata

Итальянские самолеты времен итало-абиссинской войны (1935)

Fiat CR 20, истребитель, все фото в статье из открытых источников
Fiat CR 20, истребитель, все фото в статье из открытых источников

Про эту уже давнюю войну, в Эфиопии, всегда писали, как о первой попытке фашизма развязать мировой пожар и так далее. Все так. Как и всякая война, и эта дала некоторый опыт применения различных родов войск, в том числе и авиации. Сразу после окончания в разных странах мира стали изучать этот опыт. В СССР была издана книга "Воздушные силы в итало-абиссинской войне", написанная Татарченко Е.Н.

Неоднократно переиздавалась. В ней изложена вся война и применение итальянской авиации (так как эфиопская насчитывала только десяток машин) не только для бомбежек, но и как обеспечение транспортировки войск на большие расстояния. А также в чем-то уникальный опыт - аэрофотосъемка огромных эфиопских просторов (карт практически не было, и с помощью самолетов была по сути создана фото-карта всей страны)...

Итальянские власти отрядили на войну до 500 самолетов. Надо сказать - не последних моделей, зато разнообразных.

Широко применялись бомбардировщики Caproni:

Caproni 101, итальянский бомбардировщик
Caproni 101, итальянский бомбардировщик
Caproni-133, тоже бомбардировщик
Caproni-133, тоже бомбардировщик

Если 101-й давал скорость 190 км в час, и в общем, был явно уже устаревшим для "войны моторов", то 133-й выдавал уже 350 км в час, имел 5 пулеметов и мог нести до 2 тонн бомбовой нагрузки...

Активно использовались разведчики, как многоцелевые самолеты:

Romeo Ro-1
Romeo Ro-1
Romeo Ro-37
Romeo Ro-37

Если первый имел скорость 228 км в час и мог нести буквально полторы сотни кг бомб, то второй - и скорость имел 340 км и бомб - полтонны.

Более скоростными были истребители Fiat CR 32:

Fiat CR 32Б истребитель итальянских ВВС
Fiat CR 32Б истребитель итальянских ВВС

Скорость до 390 км в час, потолок - 9000 метров и три пулемета. По сравнению с Fiat CR 20 - прямо таки молнии...

 Savoia-81, бомбардировщик
Savoia-81, бомбардировщик

Относительно скоростным был Савойя-81, к тому же имел приличную дальность полета - до 2000 км по сравнению с другими бомбардировщиками на том театре боевых действий.

Несмотря на такой разброс в качестве самолетов,в целом они конечно сыграли большую, если не огромную роль в той войне. Итальянцы позаботились и об обеспечении авиации всем необходимым на земле, и - что несколько даже удивительно - организовали качественную радиосвязь не только на уровне авиаподразделений, но и наладили прямые радиоконтакты с полковыми управлениями сухопутных сил. А это уже высокий уровень управления разными родами войск...

Результат войны всем известен. Итальянцы продолжили "тренироваться" в Испании... А потом и вкатились во вторую мировую.

А опыт изучался очень пристально. Вот цитата из книги:

На основании этого именно различия обычно думают, что итало-абиссинский опыт в воздушном отношении не имеет никакой ценности для большой войны в европейских условиях.
Однако такое заключение ошибочно и вредно. Опыт воздушной войны в Абиссинии, как и опыт войн в Испании и Китае, имеет огромное значение для правильной оценки роли и значения воздушных сил в будущей войне.
Абиссинский опыт — пусть в лабораторном виде — показал, как неизмеримо велико значение господства в воздухе и как оно самым решительным образом отражается на всех операциях вооруженных сил, на всех боях, сражениях, маневрировании и т. д.

Не забываем про современную спутниковую связь - можно почитать здесь.

Всем успехов и мирного неба над головой!