Найти тему
Искусство Звука

Нежный голос фагота

Период с конца XVII до начала XIX века можно назвать золотым временем становления и развития всех классических форм инструментальной музыки - сонаты, симфонии, концерта, струнного квартета, духового квинтета.

По сравнению с сольным репертуаром для флейты, трубы, валторны, позднее кларнета, репертуар для фагота значительно более скромен, и тем ценнее каждое сочинение, написанное для инструмента, незаменимого в большинстве партитур камерных, симфонических и оперных сочинений самых разных эпох и стилей.

Непосредственным предшественником фагота был старинный духовой инструмент под названием «бомбарда». В отличие от неё, фагот для удобства изготовления и переноски был разделён на несколько частей. Изменение конструкции благотворно повлияло на тембр инструмента, что отразилось в его названии ― на первых порах его называли «дульцианом» (от итал. dolce«нежный, сладкий»).

Эдгар Дега. Оркестр Опера, 1870. На переднем плане ― фаготист Дезире Дио
Эдгар Дега. Оркестр Опера, 1870. На переднем плане ― фаготист Дезире Дио

Чаще всего композиторы писали по заказу фаготистов - своих друзей или знакомых, любителей из среды княжеских дворов или профессиональных виртуозов, игравших в придворных капеллах. Немаловажное значение при этом имел уровень исполнительского мастерства заказчика, а также возможности инструмента того времени.

Иоганн Непомук Гуммель - австрийский композитор, ученик Моцарта, Сальери и Гайдна (1778 - 1837). На нотах этого произведения стоит посвящение: "Sigr. Griesbacher". Вероятно, имелся в виду Раймунд Грисбахер (1750 - 1818), игравший в 70-е годы в Императорской капелле Эстерхази под руководством Йозефа Гайдна на кларнете, бассетгорне, фаготе и баритоне, а позднее открывший в Вене мастерскую деревянных духовых инструментов. Гуммель - блестящий пианист и преемник Гайдна в Айзенштадте, написал фаготный концерт, требующий от исполнителя высочайшего уровня владения инструментом. Концерт не был издан при жизни автора и получил второе рождение благодаря американскому фаготисту Роланду Тайри, взявшему в 1957 году этот концерт как тему своей аспирантской работы. О популярности этого концерта говорит тот факт, что он довольно часто появляется в программах многих конкурсов.

Концерт для фагота и оркестра. И. Н. Гуммель (на видео можно хорошо рассмотреть сам инструмент и то как мастерски музыкант извлекает из него необыкновенной красоты звуки)

Mathis Kaspar Stier - Bassoon (фагот)
Marko Ivanovič - Director

Ещё интересное о музыке и музыкантах:

Сезар Франк