Джалло в контексте нуара
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, дорогие друзья! С вами вновь специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. В данном случае я представлен как автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара». Наш канал посвящен в первую очередь нуару, его анализу и рассказу об отдельных аспектах
Говоря о нуаре и его развитии нельзя не отметить главную проблему – а именно развитие национальных форм нуара. В случаев с френч-нуаром и джапан-нуаром всё вроде бы ясно. Хотя французы всё активнее и активнее говорят о том, что собственно «их нуар» возник раньше классического американского нуара, а потому термин нуар правильнее выводить не из послевоенного времени, а из 30-ых годов, когда во Франции была популярна «черная книжная серия».
Сайт о нуаре http://noir-film.ru/
Нечто аналогичное можно было бы наблюдать и в Италии, только там аналогичная книжная серия (дешевые детективы с элементами ужаса) была желтого цвета. Отсюда и проистекает термин «джалло», что означает «желтый». Это вдвойне показательно, так как в итальянском кинематографе есть масса сюжетов, имеющих прямое отношение к нуару. Однако на Апеннинах не возникло ни уникального итало-нуара, ни специфического спагетти-нуара (по образцу с вестернами). Однако появился своего рода поджанр нуара, который именуется джалло. Если быть предельно точным, то это как бы незаконнорождённый «сын нуара». Если учесть, что от джалло произошли американские ужастики («Крик», «Я знаю, что вы делали прошлым летом» и т.д), то можно выстроить своего рода семейные отношения нуара. То есть нынешние «молодежные ужастики» являются его внуками.
Между ещё больше сходства между джалло и нео-нуаром, которые как бы формально являются «сводными братьями». Например, творчество джалло-классика Дарио Ардженто оказало сильнейшее влияние на Брайна де Пальму, которого в своё очередь можно полагать классиком нео-нуара. Заложенный в нуаре эротизм через джалло бурными цветом «полыхнуло» в эротических триллерах конца ХХ века, которые формально можно отнести к нео-нуарной волне. Вспоминаем «Подставное тело», «Основной инстинкт», «Цвет ночи», «Дикие штучки».
Ещё одной точкой пересечения является «желтый окрас» главного негативного персонажа, что ярче всего проявлено в фильме с названием «Джалло» 2009 года. И это почти невольная копия маниакального персонажа из «Города грехов» (2005), который выступает сначала в комиксах Миллера, затем в фильме под наименованием «тот самый желтый уб..док» (это мы не ругаемся, это такие кино-наименования). Здесь мы видим аналогичное паталогическое поведение и схожие девиантные модели. Но при этом желтый не подменяет темные тени и черный цвет. Желтый вызывает ассоциации с болезнями (например, гепатит)
Опять же нельзя не отметить, что и в нуаре, и в джалло связаны общими моментами. Например, преображением одного из главных героев. Что показательно, тут даже есть «общие» актеры. Достаточно упомянуть Эдриена Брауди, которые был задействован и в нео-нуаре (пост-нуаре), и в джалло. Опять же общими для всех оттенков жанра являются болезненные воспоминания. Память и в нуаре, и в джалло преподносится как корень злоключений.
На этом мы прощаемся с вами до завтра. Не забывайте читать наш канал, так как завтра вас ожидают новые сюжеты. С уважением Андрей Васильченко