Найти в Дзене
Частная почта

Реинкарнация будущего

Оглавление
Александр Черногривов и его модели на открытии выставки «Реинкарнация будущего»
фото: ВС
Александр Черногривов и его модели на открытии выставки «Реинкарнация будущего» фото: ВС

Есть люди, которых можно встретить в метро, в кафе, в обычном магазине, но которых обыватели воспринимают исключительно в качестве небожителей. Они знамениты. Об этих людях пишут в серьёзных сми и в интернете. О них спорят любители искусства и признанные философы. Но эти люди не утратили ощущения реальности мира, не отгородились от него за славой и гордыней. Они есть. Они здесь. Они среди нас. Они продолжают делать своё дело, не оглядываясь на экономику, моду, стремительно сменяющие друг друга технологии и музыкальные ритмы. Время от времени обывателю выпадает удача прикоснуться к их творчеству, благодаря подвижникам, умеющим «понять и простить» художника и уговорить его поделиться с плебсом итогом очередного периода размышлений, воспоминаний и экспериментов.

ZERNO притяжения.

Фотогалерея в 17 доме на 2-ой линии Васильевского острова открыла для зрителей новый проект. В этот раз масштабный во всех смыслах. Все залы пространства отданы одному автору. Все работы – часть большого проекта, продолжающегося более 20 лет. Одновременно все они представляют новую страницу в, казалось, уже предсказуемой художественной эпопее.

Пространство фотогалереи ZERNO. Выставка «Реинкарнация будущего».
фото: ВС
Пространство фотогалереи ZERNO. Выставка «Реинкарнация будущего». фото: ВС

Фотомонотипия Александра Черногривова.

Принято считать, что монотипия – техника изобразительного искусства. Казалось бы, в случае фотографии – фотомонотипию следует определять исключительно как частный случай технологии создания авторских произведений. Строго говоря, на начальном этапе так оно и было. Но после более 20 лет развития, после появления множества её вариантов, после выстраивания целых циклов, после появления вполне узнаваемых приёмов, которые регулярно используются в таких работах, понимать фотомонотипию исключительно как технологию невозможно. Общая особенность фотомонотипии – редкость, сложность процесса и неочевидность, непредсказуемость конечного результата. Это делает данное направление фотоискусства очень малочисленным. Немногие рискуют экспериментировать с такой техникой. Единицы получают результат. Как результат, работы Александра Черногривова стоит воспринимать и с точки зрения виртуозного владения технологией и химией процесса, и как пример создания целого направления фотоискусства силами одного автора.

Эксперименты с вопросами.

Есть такие вопросы, которые, чем старше становится человек, тем реже хочется задавать. Если вопрос заведомо обещает неприятный ответ – зачем спрашивать? В отличие от взрослых дети изучают мир с удовольствием, радуясь не смыслам, а ощущениям, впитывая окружающую реальность используя все доступные возможности получения опыта. Они буквально трогают мир, увлечённо оставляя свои следы на песке, на земле, на воде, на обоях, на стекле, на бумаге. Они ещё не всегда могут сформулировать задачу эксперимента, но в основе, того, что взрослые воспринимают как шалость, пакость или непослушание – вполне искренние попытки понять: что останется после меня? Что будет, если я отойду в сторону? Что случится, когда совсем я уйду? Что есть тепло? Что есть холод? Как выглядит след? Как меня воспринимают окружающие? Что есть цвет, форма, объём? Для чего Я? Зачем человек в этом мире? Что я могу сделать? Что есть дружба? Что есть любовь?

Фотохудожники Дмитрий Горячёв и Игорь Лебедев на открытии выставки «Реинкарнация будущего». 
фото: ВС
Фотохудожники Дмитрий Горячёв и Игорь Лебедев на открытии выставки «Реинкарнация будущего». фото: ВС

Иногда это любопытство перерождается в начальные эксперименты творчества. Первые попытки рискнуть сделать нечто просто из любопытства. Что если отобрать у фотографа не только объектив, но и саму фотокамеру. Как будет выглядеть объект, непосредственно перенесённый на фотобумагу? Есть ли единственно возможный способ такого переноса объекта? Может ли результат стать объектом рассмотрения, осмысления, прочтения, интерпретации? Может ли художник произвольно управлять восприятием зрителя? Есть ли в этих экспериментах нечто большее, чем просто импровизация с химикатами, формой и фактурой?

Как оказалось – может.

Фотомонотипии Александра Черногривова в конце XX века стали ярким открытием, ворвавшимся в выставочное пространство не только Санкт-Петербурга, но и Европы. Узнаваемые монументальные работы в полный человеческий рост, но также и, менее известные, малоформатные камерные, но не менее притягивающие внимание. Его отпечатки могли быть чисто-белыми, желтоватыми, глубоко-чёрными, ржаво-коричневыми… Он пробовал использовать в качестве объекта части человеческих тел: ладони, лица, руки. Экспериментировал с обнажённой натурой, плюшевыми игрушками, предметами быта. Он совмещал в своих работах всё это. Он выводил на поверхность всё серебро, какое можно было выжать из фотоэмульсии… Но публика и критики оценили его работы не за это.

За пределами технологий.

Уже самые первые работы автора использовали подсознательное стремление зрителя задавать философские вопросы, но и страх получать на них ответы. Пожалуй, именно в этом умении обратить внимание случайного зрителя на скрытые смыслы, заставить его рефлексировать, думать, возвращаться к своей памяти, к своему жизненному опыту, заставить публику внезапно задуматься о своих мечтах и ошибках и заключается причина непроходящего интереса к работам Александра Черногривова.

Пространство фотогалереи ZERNO. Выставка «Реинкарнация будущего».
фото: ВС
Пространство фотогалереи ZERNO. Выставка «Реинкарнация будущего». фото: ВС

Реинкарнация.

Новая серия работ автора, составившая экспозицию, впервые представленную в фотогалерее ZERNO c 22 марта по 22 апреля 2019 года, создавалась фантастически быстро. Всего, примерно, месяц работы в студии. Тем не менее, нельзя забывать, что перед этим было больше двух десятилетий поисков, размышлений и несколько лет творческой паузы, во время которой автор почти не возвращался к фотомонотипии. Рождение новой серии – выплеск эмоций, размышлений, опытов, копившихся всё это время. Это объясняет, как временную сжатость процесса создания работ, так и совершенно новую стилистику, в которой выполнена серия. Автор уходит от прежних эффектов, оставляя зрителю чистую графику, максимально приближающуюся по характеру к началам художественного творчества человечества.

Исследование транзита красоты в вечность, чистоты в эмоцию, любви в ненависть, движения в след – продолжается. Теперь зрителю предложены чистые формы, за которыми каждый волен искать свои ответы, на собственные вопросы. Автор только подводит публику к поиску, создаёт атмосферу. Он сознательно убирает всё, что может отвлекать внимание, задавать конкретные направления.

На выставке «Реинкарнация будущего».
фото: ВС
На выставке «Реинкарнация будущего». фото: ВС

Каждый может почувствовать себя философом.

Тот случай, когда зрителю позволено быть не просто созерцателем, но и не соавтором. Автор не призывает, не навязывает, но только предоставляет возможность вернуться к своим воспоминаниям, использовать образы, как основу для откровенного разговора с самим собой. Попытаться ответить на забытые, давно загнанные в дальние углы сознания вопросы.

Иногда это необходимо.

Переход из прошлого к будущему каждый из нас совершает ежемоментно. Этот процесс чаще всего не осознаётся. Мы просто живём. Просто идём. Просто дышим. Только иногда мы останавливаемся, чтобы задуматься – почему? Вот в такие моменты, мы и обращаем внимание на то, что совершили очередной переход от того, что уже никогда не повторится к тому, что ещё только нас ожидает. И хорошо, если удаётся сколько-нибудь ясно ответить на это «почему». Но случается и так, что само будущее воспринимается как повод для вопросов. И здесь только наш опыт и прошлые ошибки могут помочь найти верные решения. Проблема только в том, что в большинстве случаев, нам нужна отправная точка. Необходимо сосредоточится, зацепиться за что-то. Вот эту возможность и предлагает галерея ZERNO в своём очередном проекте, который без сомнения войдёт в историю современной российской фотографии.

На выставке «Реинкарнация будущего»
фото: ВС
На выставке «Реинкарнация будущего» фото: ВС

Выставка открыта до 22 апреля 2019 года.

Есть все основания полагать, что увидеть серию работ Александра Черногривова, вошедших в проект «Реинкарнация будущего» можно только однажды. После закрытия выставки многие из них уже окажутся в частных коллекциях и собрать их в будущем в одном месте, скорее всего уже не получится никогда. Впрочем, это есть базовое свойство монотипии – работа делается один раз. Монотипия всегда уникальна.

Вадим Сафонов.

_______________________________

Если вы заинтересованы в материалах нашего канала
-
подпишитесь на канал "Частная почта" на Яндекс.Дзен
- поделитесь ссылками в социальных сетях
- расскажите друзьям и знакомым