Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Нуар наизнанку или можно ли любить монстров?

ВИА ГРА и аллюзии к нуару

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!

День добрый, дорогие друзья! С вами вновь автор книги «Пули, кровь и блондинки», специалист по ретрокультуре, историк Андрей Васильченко. И мы вновь говорим о нуаре Если вы не знаете, что это такое, то это такой мрачный мета-жанр, который у нас обычно именовался «криминальной драмой», хотя в действительности он уже давно попал во все сферы искусства: от фотографии до поэзии

Казалось бы, что нуар – явление сугубо эстетское, что-то сродни «черной романтизму» эпохи декаданса. Боже упаси, не думайте так! Нуар можно найти где угодно. Примером тому может быть наше сугубо развлекательное телевидение. Мысль на это навел мой привычный визит в одно заведение (весьма приличное по тем местам) на окраине родного Ярославля. Местные барышни за стойкой уже прекрасно знают, что я беру блины, морс и некоторое количеств водки, после чего, активно взираю на экран телевизора, где я вижу канал «Жара». Не то чтобы у меня в обычной жизни нет телевизора. Есть и с какой-то почти километровой диагональю. Только дома его не смотрю. А тем более каналы с популярной музыкой. Хотя это – большое упущение.

-2

Казалось бы Почему? Можно увидеть массу всего интересного. Во-первых, повальное возвращение розового цвета (но оставим это барышням). Во-вторых, повально применяемый прием, который бы я назвал «селективный нуар». То есть мелькнул кадр в стиле «нуар», затем снова торжество розового (вперемешку с синим). И вот тут я попадаю на кадры ролика из нового состава ВИА ГРА

-3

Каюсь, я помню ВИА ГРА еще дуэтом, а равно как помню пяток фамилий исполнительниц, которые покинули состав коллектива. Вопрос о другом. А именно о клипе «Я полюбила монстра». Мне подумалось, если пресловутая политическая корректность меняет реалии дня сегодняшнего, то значит ли это, что меняются законы нуара? Например, т.н. «скандинавский нуар» (что и не нуар вовсе) преподносит нам страшненькую героиню, непременно разведенную и непременно противостоящую мужчине-коллеге.

-4

Мы в России живем в своих реалиях. А это наводит на мысль должна ли femme fatal (классическое амплуа классического нуара) уступить место «роковому мужчине», тому самому «монстру», что идет речь в клипе ВИА ГРА? А что есть потребность? Хитрый соблазнитeль как действующее лицо russe-noir? А что Гоголя нам не хватает? Чичиков и Хлестаков – это удел провинциальных дочек градоначальников. Россию «оттенками черного» не проймешь. Недаром Салтыков-Щедрин завещал: «От него злодейств ждали, а он Чижика съел». Извините, цитирую по памяти, насколько учили в школе.

К чему этот весьма (или несколько) пространный разговор? К тому, что не надо превращать нуар в попсовое явление. Подлинные монстры, это не те, кто (извините) вас по попе рукой хлопнул. В этой связи становится понятным, почему в очертаниях русского нуара нет «роковой красотки». Вспомните, недавнишний «Завод» Юрий Быкова. Это сугубо «мужской разговор», Вспомните «Жесть» Дениса Немайнда, где есть главная героиня, но нет «красоты». Вспомните «Брат» Балабанова и «Арбитр» Охлобыстина, где тоже явлена маскулинность, хоть и сдержанная, но акцентированная. Русский нуар – не место для «роковой красоты». Это место для смыслов. Хотите быть Сонечкой Мармеладовой? Извольте. Только помаду сотрите и тушь смойте