В предыдущих статьях мы рассказали о том из чего сделаны и как смонтированы римские мозаики.
В этой серии статей мы коснемся их дизайна и рассмотрим три типа изображений популярных в античных мозаиках: геометрический орнамент, растительный орнамент и фигурные изображения.
Большая часть репертуара мозаичиста всех времен составляют геометрические орнаменты.
Именно мозаика стала тем уникальным материалом, который смог донести до нас существовавший в античную эпоху огромный объем орнаментальных дизайнов.
Издание Le decor geometrique de la mosaique romaine, в котором сведены и классифицированы орнаментальные дизайны римской мозаики с I в. до н. э. до VI в. н. э., насчитывает более 1600 различных орнаментальных дизайнов.
Часть дизайнов универсальны для всех мозаичистов, другие характерны для отдельных регионов или эпох.
Выделяют три основных периода в развитии дизайна античных мозаик: 1. Классическая Греция и Эллинизм; 2. Поздняя римская Республика и ранняя Империя и распространение мозаики в провинциях империи в III–IV вв; 3. IV век, падение Западной римской империи и ранневизантийские мозаики.
Орнаментальный дизайн античной Греции не так богат: как правило это обычные орнаменты свойственные греческой культуре: волна, меандр, гильош, треугольник и другие, выполнявшиеся сначала в черно-белой гамме, а затем с добавлением цветных камней:
В эпоху эллинизма, с ее тяготением к натуралистичности, орнаменты приобрели еще иллюзию объема:
В римской республике и ранней империи отделка полов мозаикой приобрело огромные масштабы, что сопровождалось, с одной стороны — удешевлением и упрощением рисунка, а с другой — появлением большого числа новых орнаментальных дизайнов.
Если раньше мозаичисты брали их из других областей материальной культуры: вазописи, живописи, текстиля и пр., то теперь орнаменты стали создаваться самими мозаичистами специально под свои задачи.
В это время мозаики снова стали черно-белыми.
В зрелом черно-белом римском стиле выделяют два основных орнаментальных принципа. Во-первых, это конструирование композиции на основе повторяющихся контрастных черно-белых форм, заполняющих всю площадь и производящих различные оптические иллюзии:
Во-вторых, это рассечение площадей черными линиями на геометрические области, которые, в свою очередь, заполнялись другими изображениями:
Популярная до сих пор белая восьмигранная плитка с черными квадратами — лишь один из многочисленных вариантов применения римской схемы октагонально-квадратного мощения полов:
Это — самый простой способ. А вариаций этой схемы найдено множество:
Поздняя античность формирует новый стиль орнаментального дизайна со своим кругом мотивов — переплетение линий в круги и петли, занимающее всю площадь поверхности образующей ковер.
Мотив более характерен для восточных провинций империи, большинство примеров — с Ближнего Востока, однако некоторые принадлежат Риму и Равенне:
Так зарождалась орнаментальная основа стиля косматеско.
_____________________________________________________________________________________
Если вам понравился материал — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Заходите на наш сайт www.gudmosaic.ru, где вы сможете увидеть работы нашей мастерской.
Ответим на все вопросы о мозаике — по телефону +7 920 251-33-83 и эл. почте info@gudmosaic.ru
_______________________________________________________________________________________