Найти тему
Automig

Нижний Новгород – Кольский полуостров. Экспедиция на край земли

Оглавление

Наша страна огромна в прямом смысле этого слова. И вряд ли хотя бы кто-нибудь за все время ее существования смог исследовать эти просторы полностью. Возможно такого человека и никогда не появится. Время покажет.

Но увидеть хотя бы часть всей красоты под силу многим. И для этого нужен лишь автомобиль. Да, кому-то такая идея – трястись несколько тысяч километров в машине, покажется не слишком привлекательной. Но как еще можно близко познакомиться с необычными природными пейзажами, прочувствовать чистейший воздух лесов, увидеть быстрые потоки горных рек? Тем более если направляешься на Кольский полуостров.

-2

Путешествие в удивительный край

Именно так можно назвать экспедицию, которая была организована при поддержке Автомиг и партнеров компании - Zommer и Vettler. Два водителя, надежные и проверенные временем отечественные внедорожники УАЗ и Нива, а также белое, пушистое чудо – пес породы самоед по кличке Фин. Команда, в которой сочетается опыт экстремальных поездок, дух авантюризма и нескончаемое желание достичь конечной цели. Впереди – 12 дней в дороге.

-3

Естественно полная готовность к любым сюрпризам. Ведь общая протяженность пути – более 6000 км. И часть него придется проехать по пересеченной местности. Поэтому и были выбраны данные модели авто, специально подготовленные к любым трудностям. Они вряд ли могут похвастаться комфортом современного автомобиля. Но по части проходимости фору дадут точно. Да и спонсоры мероприятия позаботились обо всем необходимом на случай экстренных ситуаций.

Нижний Новгород отправил путешественников в дорогу теплой, приветливой и солнечной погодой. Путь лежал долгий и непростой. Но поставленные цели добавляли уверенности и надежды. К тому же за окном – красоты родной страны!

Пасмурной погодой встретил Ярославль. Но дождь – это хорошо. После него начинается жизнь. Воздух наполняется чистотой и легкостью. Не почувствовать это попросту невозможно. Дорога, движение и свобода. Область за областью, и наконец, Карелия.

-4

Республика встретила более дружелюбной погодой. Нельзя сказать, что было тепло, скорее прохладно. Природа этого края сильно отличается от нашей. Жителю Нижегородской области она покажется необычной.

Длительных остановок на всем протяжении пути было мало. Только на ночлег, небольшой отдых. Просто что – то постоянно тянуло путешественников вперед и вперед. Это ощущение вряд ли можно передать словами.

-5

Медвежьегорский район

Первая достопримечательность, с которой удалось познакомиться – Церковь Святителя Николая Чудотворца. Храм построен в память о погибших на строительстве Беломорско – Балтийского канала узниках ГУЛАГа. Находится святыня в Медвежьегорском районе. Место силы. Ведь великая стройка забрала по разным подсчетам порядка 200 тысяч жизней. Церковь возводилась на протяжении 4 – х лет. Названа в честь Святителя Николая – покровителя моряков и всех странствующих.

-6

Недалеко от Медвежьегорска посетили Финский Укрепрайон. Во время войны город находился на оккупированной территории. И здесь финские войска возвели мощную линию обороны – около 40 км сооружений. Сейчас это место привлекает множество туристов, в том числе и из других стран.

-7

Именно здесь пушистый четвероногий друг по каким-то своим причинам решил покинуть общество наших путешественников. К слову пропажа обнаружилась быстро. Но громко звать пса по кличке - Фин все же не решились. Группа туристов - этнических финнов, которая на тот момент была на месте Укрепрайона, наверняка что-то бы заподозрила.

-8

Северный полярный круг

Стела, обозначающая одну из пяти главных параллелей Земли, находится практически на стыке двух регионов - Карелии и Мурманской области. Она расположена к северу от экватора, обозначает южную границу полярного дня. То есть хотя бы раз в год во время солнцестояния светило видно на горизонте в течение суток. Явление удивительное.

-9

Также считается знаковым местом для путешественников. По обычаю, параллель преодолевается пешком. Ну а в случае с машиной ее приходится толкать. Собственно, что и пришлось делать нашей команде. Зато дорога дальше точно будет удачливой и спокойной.

-10

Хибины

Один из крупнейших горных массивов Кольского полуострова. Самая высокая точка достигает 1200 метров. Это гора Юдычвумчор. Вершины платообразные, с крутыми склонами и прекраснейшим видом. Возраст системы гор – более 390 млн. лет. Рай для путешественников с огромным количеством туристических маршрутов, пеших и не только. Но здешняя земля богата не только удивительными пейзажами. Этот край был домом целого народа. Здесь ходит множество легенд и сказаний из далекого прошлого.

Еще с одной достопримечательностью наша команда познакомилась очень и очень близко. Это экстремальный участок трассы. Хотя трассой вряд ли его можно назвать. Пересеченная местность – дорога «1000 ручьев». Множество бродов, переправ, мелких речушек и более крупных, быстрых потоков. Настоящий вызов для владельцев мощных и проходимых внедорожников, который был успешно пройден.

-11

Терский берег

Белое море встретило команду путешественников теплой и солнечной погодой. И вроде бы располагается оно на севере европейской части России, но природа ясно дала понять, что настроена дружелюбно. И доказательством этому было чистое и ясное небо.

-12

В противоположное время суток удалось застать другое, не менее удивительное явление – полярный день. Тем, кто видит ее первый раз, диссонанс в ощущения окружающей действительности обеспечен. То есть в 2 часа ночи светло как в 2 часа дня. Где такое еще можно увидеть, кроме как не здесь?

Удалось встретить диких лошадей в Песках Кузомени. Интересная судьба у этих свободных и грациозных животных. Когда-то сюда их завезли колхозные работники. Выносливые, сильные, в хозяйстве делали много тяжелой работы. Как известно Советский союз перестал существовать. А с ним и колхозы. Постепенно табун одичал, но так и остался на привычном для себя пастбище. Немного пугливые поначалу, но очень добрые к человеку животные.

-13

Пьяный ручей

Традиционное место остановки путешественников на пути к островам Средний и Рыбачий. Естественно название свое получило не просто так. Каждый водитель, проезжающий здесь, перед дальнейшими испытаниями дороги должен выпить 50 грамм алкогольного напитка. Да, таков обычай!

-14

Погода здесь также была благосклонна. И при солнечных лучах открывшийся вид на реку и водопад был просто замечательным.

-15
-16

Мустатунтури

Переводе с саамского – «черная гора». Хребет находится у подножья Малой Волоковой губы. Представляет собой стену естественного происхождения, разделяющую материк и полуостров.

-17

Во время Великой Отечественной войны здесь пролегала линия фронта. И именно в этом месте немецкие захватчики впервые получили серьезный отпор. План «Барбаросса» забуксовал. В дальнейшем солдаты Красной Армии более трех лет героически удерживали этот важнейший участок и сумели устоять вплоть до завершения боевых действий в Заполярье.

-18

Средний полуостров

Плато с крутыми обрывами к Баренцеву морю, соединяющее материк и полуостров Рыбачий. Высота в среднем 334 метра. До 1939 года большая часть полуострова принадлежала Финляндии, но после советско–финской войны он полностью отошел к СССР.

-19

-20

Интересный факт: вода у побережья круглый год не замерзает. Все благодаря теплому Нордкапскому течению.

Здесь же можно найти части бывших береговых укреплений. Массивные пушки, когда – то грозное оружие, сейчас же – ржавеющий металл. Эхо войны.

Полуостров Рыбачий

Именно здесь располагается самая северная точка европейской части России – Мыс Немецкий. Находясь в этом месте, действительно не покидает ощущение, будто оказался на краю земли. Шум волн моря, разбивающие об острый скальник накаты воды, холодный, пронизывающий до костей ветер. Очень нестабильная погода. За день она может измениться несколько раз и это считается нормой.

-21
-22
-23

На полуострове находится и самый северный действующий маяк – Вайдагубский. А вокруг также можно найти множество отголосков прошлого, которое вспоминается всегда с болью. Окопы, укрепления, стрелковые ячейки, оставшиеся от времен Великой Отечественной Войны.

-24
-25

Териберка

Небольшой поселок в Мурманской области, где, несмотря на свои размеры, жизнь бьет ключом. Средоточие различных маршрутов, куда потихоньку стекаются туристы, причем не только отечественные. Здесь же снял свой «Левиафан» Андрей Звягинцев, и здесь же проходит Арктический Фестиваль.

-26

Природа не постоянная. С одной стороны – серые, угрюмые краски. С другой же – теплые и зеленые тона. Хотя, наверное, все зависит от времени года. А может быть тут всегда так. Холодно, но красиво.

-27
-28

И да, хранителю правопорядка, в какой-то степени даже закона, были отданы соответствующие почести. Это традиция, а их как известно нарушать ни в коем случае нельзя.

-29
-30

И именно здесь увлекательное путешествие подошло к концу. Команда почти за 2 недели добралась до края земли – берега Баренцева моря.

Наши автомобили не подвели!

С технической точки зрения поездка прошла гладко. Проблемы путешественников на трассе не беспокоили. Разве что бензин приходилось заливать. Но это скорее необходимость. Первый и, наверное, единственный сюрприз дорога преподнесла, когда движение перешло на пересеченную местность.

-31

Небольших переправ, бродов через быстро текущие реки было немного. И на одной из них, при подъезде к Белому морю, слабину дал УАЗ. Была погнута рулевая тяга. Но проблему удалось быстро решить на месте своими силами. Дальше таких неожиданностей уже не было. Разве что радиатор чуть – чуть побеспокоил. Но это не серьезно.

В целом, машины показали себя очень хорошо. Когда только появилась мысль об экспедиции, многие говорили, что не удастся даже и 100 километров проехать. Проехали, а потом и еще 5000. Правда самые труднопроходимые участки пришлось преодолевать на УАЗе. Все же возможности Нивы не безграничны. Но каких – либо неудобств это ни в коей мере не принесло.

В заключении

Экспедиция в очередной раз подтвердила тот факт, что наша страна действительно огромна. И здесь дело даже не просто в расстоянии, а в том количестве интересных мест, удивительных, порой просто необъяснимых, загадочных. Преодолели более 6000 километров, а хотелось ехать и ехать, все дальше и дальше. И нет усталости, только чувство свободы, манящее вперед.

Автор статьи: А. О. Метнев