Автор: Павел Бурундуков
Ассирийская военная держава занимает значимое место в истории могущественных царств Древнего Востока. Первоначально подчиненное Вавилону маленькое княжество (патеси), состоявшее всего из нескольких деревенских общин, к 8 веку до н. э. Ассирия превратилась в огромную монархию со столицей в городе Ашшур на среднем течении реки Тигр в Междуречье. В ритуальных надписях ассирийские цари именовали себя «повелителями вселенной, которых боги призвали господствовать» в Месопотамии. Процесс становления и расширения ассирийского государства занял шесть столетий с 14 века до н. э.
Первое упоминание об Ассирии как самостоятельной державе обнаружено в документах эпохи фараона Эхнатона. Вавилонский царь Бурна-Буриаш Второй в письме египетскому владыке требовал не принимать ассирийских послов, упирая на вассальную зависимость ассирийского государя. «Если ты расположен ко мне, не вступай с ними в сношения. Пусть они уезжают, ничего не добившись», - просил правитель Вавилона своего коллегу и подкрепил пожелание взяткой в виде драгоценностей и пяти снаряженных боевых колесниц с конными упряжками к ним. То ли мзда оказалась невелика, то ли ассирийские послы предложили более богатые подарки, но фараон не внял увещеваниям Бурна-Буриаша и признал независимость Ассирии.
Наибольшего могущества Ассирийское государство достигло в 8 — 7 веках до нашей эры в правление династии Саргонидов — выходцев из среды военной знати. Столицей своей империи они сделали город Ниневию, расположенный западнее древнего Ашшура. При Саргонидах численность ассирийской армии возросла до колоссальной для своего времени цифры — 150 тысяч человек. Ни одна другая держава не в силах была постоянно содержать сопоставимое с ассирийским войско. Кроме того, ассирийцы пользовались передовой для своего времени военной техникой и боевой тактикой.
Завоевательная политика ассирийских царей не сводилась к банальному грабежу и захвату людей для последующего обращения в рабство. Отправляя армию в походы, Ассирия ставила перед собой три важные экономические задачи: контроль за плодородными оазисами (войско надо кормить), приобретение месторождений металла (войско надо вооружить) и обладание важнейшими торговыми путями. Последняя задача являлась ключевой.
Наибольшее значение имели в то время две торговые артерии из Средиземноморья: через Месопотамию на восток и через Сирию и Палестину в Египет. В борьбе за них и схлестнулись ассирийцы с другими сильными государствами той эпохи.
Не имея возможности победить Ассирию самостоятельно, ее соперники непрерывно создавали коалиции. Среди них выделялись военные блоки, существовавшие многие десятки лет, что явилось первым примером подобных военных союзов в истории. Каждый блок возглавляло какое-либо большое государство. К нему присоединялись более слабые, мелкие и зависимые державы.
Крупнейшие антиассирийские коалиции создали Египет, Эламское царство и государство Урарту. Если бы они соединили усилия, Ассирия несомненно была бы задушена. Однако, ассирийцы весьма искусно играли на противоречиях между ними и разбили врагов поодиночке. Сначала царь Саргон в битве при Рафии расколотил египетский блок, затем с помощью предательства мелких халдейских городов покончил с эламско-вавилонским союзом и захватил Вавилон, присвоив себе титул вавилонского царя. Саргон не стал уничтожать независимость Вавилона, ограничившись установлением режима личной унии.
Настал черед Урарту — царства, расположенного на территории современной Армении. Разгром этого государства имел для Ассирии не только военное, но и важное экономическое значение. На территории Урарту добывались самые высококачественные сорта оружейного железа. Именно ранний по сравнению с конкурентами переход от бронзового вооружения к железному обеспечил ассирийским войскам техническое превосходство. Необходимо было овладеть главнейшим центром добычи железа или добиться его постоянных дешевых поставок, что с успехом и проделал Саргон.
Преемник Саргона царь Синнахериб (705 — 681 годы до н. э.) столкнулся с возрождением египетской и эламской коалиций. Египет собрал под свои знамена финикийские города во главе с Тиром, иудейского царя Езекию и ряд мелких княжеств. Одновременно взбунтовался Вавилон, вновь присоединившийся к эламскому блоку.
Синнахериб действовал быстро, умело сочетая дипломатию с применением военной силы.
Сначала он поссорил Тир с Сидоном - его главным конкурентом в борьбе за доминирование над Финикией. Внутренняя свара фактически вывела финикийские города из игры. Потом Ассирия осадила Иерусалим и заставила Езекию выплатить за освобождение религиозного центра страны огромный выкуп — 30 талантов золота и 300 талантов серебра. Это подорвало экономику Иудеи и сделало для нее невозможным дальнейшее ведение войны. Лишившись главных союзников, Египет пошел на попятный и заключил с Ассирией невыгодный мирный договор.
Освободив руки на западе, Синнахериб обрушился на восток. Вавилон вновь оказался ассирийским и на этот раз лишился самостоятельности. Сражаться с Эламом не понадобилось: устрашенные ассирийской мощью эламские придворные умертвили своего царя и заменили его на престоле марионеткой Синнахериба.
Ассирийская империя достигла пика своего могущества. Казалось, что ее армия непобедима, а государство монолитно и несокрушимо. Однако, следующий царь Ашшурбанипал стал последним великим государем этой страны. После него империя ассирийцев была побеждена новой еще более сильной державой — Персидским царством. Но это уже другая история, и будет она рассказана в следующий раз.
Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.