Найти тему
Satdata

Boeing Vertol VZ-2. Крыльями перед зеркалом крутить – не мешки ворочать

В сегодняшние дни никого не удивить летательными аппаратами с вертикальными взлетом и посадкой. Даже не подумаешь, что о таких машинах до определенного момента времени и мечтать не могли. А Boeing однажды решил помечтать. И свои мечты осуществил, чужими руками построив в 1957 году конвертоплан Boeing Vertol VZ-2, он же Model 76.

Фото: Boeing Vertol VZ-2 / Источник: Интернет
Фото: Boeing Vertol VZ-2 / Источник: Интернет

Давайте посмотрим, какое определение конвертоплана дает Wikipedia:

Конвертоплан (Винтоплан) — летательный аппарат с поворотными двигателями (как, правило, винтовыми), которые на взлёте и при посадке работают как подъёмные, а в горизонтальном полёте - как тянущие; при этом подъёмная сила обеспечивается крылом самолётного типа.
Фото: Во времена NASA / Источник: Wikipedia
Фото: Во времена NASA / Источник: Wikipedia

Vertol Aircraft Corporation VZ-2 принадлежит к классу аппаратов, у которых поворачиваются не сами двигатели, а крылья целиком. И создавался он с целью изучения возможностей такой конструкции. Догадаться о том, кто был заказчиком не трудно. А подрядчиком выступила до той поры неизвестная Vertol Aircraft Corporation, впоследствии Boeing Vertol.

Фото: На старте / Источник: Интернет
Фото: На старте / Источник: Интернет

Приступив к наземным испытаниям в апреле, уже к августу того же года машину подняли в воздух. Правда, кроме зависания Vertol ничего делать не умел. А через год он уже полетел. И не просто полетел, а полностью отработал всю цепочку - вертикальный подъем, горизонтальный полет и вертикальная посадка. Или почти вертикальная. За свою не очень длинную историю Vertol совершил четыре с половиной сотни полетов и более тридцати раз без проблем переходил из вертикального режима в горизонтальный и обратно.

Фото: В полете / Источник: NASA
Фото: В полете / Источник: NASA

Двигатель Avco Lycoming YT53-L-1 давал возможность разгоняться до 340 километров в час. Потолок составлял немногим более четырех километров, а запаса горючки хватало на двести километров.

В сухом итоге:

- Программа испытаний признана успешной

- Конвертоплан отработал все режимы без проблем

- После завершения тестов жадное NASA захапало аппарат себе для опытов, но потрошить передумало

- В итоге Vertol был передан в Аэрокосмический музей, где и находится до сих пор.

Фото: Наследник по имени Bell Boeing V- 22 Osprey / Источник: Интернет
Фото: Наследник по имени Bell Boeing V- 22 Osprey / Источник: Интернет

Спутниковый телефон отсюда - незаменимая штука при путешествии по музеям Северной Америки.