В предыдущей заметке о Канте была дана биография великого немецкого мыслителя. Теперь необходимо дать краткий очерк идей этого мыслителя. К сожалению, о Канте сложно писать также как о Шопенгауэре или Ницше, Шпенглере или Фромме, Бердяеве или Франке. Но постараюсь это сделать. В какой-то степени философия Канта явилась порождением нескольких факторов.
Во-первых, для самой Германии можно назвать исчерпанность метафизической системы Христиана Вольфа – великого мыслителя и ученика Готфрида Лейбница. Критики отмечали уже, что Вольф фактически лишил философию Лейбница её эвристического потенциала. Исчерпанность философии Вольфа осознавали уже современники. Например, учитель Канта Кнутсен. Да и сам Кант, о чём речь шла выше, не случайно обращался к естественным наукам. Так или иначе, но перед ним стояла задача создания новой метафизической системы.
Во-вторых, философия Канта была вызвана, с одной стороны, на превознесение рационализма, характерное для XVIII в. Поэтому, Кант ставит вопрос о познавательных способностях разума. Сюда же можно добавить и протест против интеллектуальных спекуляций, характерных для части философов.
Во-третьих, философия Канта – это и реакция на идеи Джорджа Беркли и Дэвида Юма, ставшие к тому времени популярными в Европе.
У многих философов происходит встреча с кем-то из великих умов, которая стимулирует развитие мысли, в какой-то степени «пробуждает» мыслителя. Не обязательно философ становился последователем того мыслителя, которого он прочёл. Но в результате встречи, его ум начинает напряжённо работать, пытаясь ответить на те вопросы, что поставил предшественник.
Нечто подобное было у Канта. Немецкий философ сам признавал ,что от «догматического сна» его пробудил Дэвид Юм. Сюда же можно добавить и Жан-Жака Руссо. Хотя последний всё-таки больше оказал влияние на мировоззрение Канта в целом. Также можно добавить Джона Локка.
Не будем останавливаться на обзоре всей философии И. Канта. Остановимся здесь только на центральной теме его творчества – границах человеческого познания, отражённой наиболее ярко в «Критике чистого разума» (1781).
Процесс познания включает у Канта три этапа:
1. чувственное,
2. рассудочное
3. разумное.
Все наше знание начинается с опыта. Предметы внешнего мира воздействуют на органы чувств. Эти предметы Кант называет вещами. Вещи – это предметы материального мира, существующие независимо от нашего сознания. Человек может познать только те вещи и явления, которые даны нам в опыте: камень, дерево и т. д. Но понятия Бога, свободы, права, воли, добра познать невозможно, поскольку они идеальны. Эти понятия Кант называет «вещами в себе». Отсюда берет начало агностицизм Канта, т. е. непознаваемость мира.
По Канту, невозможно познать и категории, являющиеся общими понятиями: причинность, пространство и время и др., всего – 12 категорий: единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, принадлежность, общение, возможность, существование, необходимость и ранее названная причинность.
Категории – это формы доопытного познания, они даны нам интуитивно. Среди категорий самыми главными являются пространство, время и причинность, которые ближе всего стоят к основам интуитивного, в данном случае математического познания. Пространство и время, по Канту, – это, собственно, всеобщие формы нашей чувственности, условия нашего познания. Они априорно (до всякого опыта) заложены в нас, и только при помощи понятия о них мы имеем возможность познавать окружающий мир явлений и иметь способность суждения о нем. Все остальные категории также априорны (доопытны), но в меньшей степени. Они, так или иначе, но немного связаны с опытом посредством опытного характера математики. Обосновав априорно-синтетический характер математического знания, Кант решил, что категории возможны в виде априорных сущностей. Синтетическими он называл те суждения, которые образуются посредством привнесения какого-либо опыта извне, например все лебеди либо белые, либо черные, тогда как суждение «материя протяженна» аналитическое, поскольку протяженность и есть свойство материи. Утверждение априорности некоторых понятий дало Канту возможность обосновать положение о том, что в основе их образований лежат не чувственные образы предметов, но абстрактные схемы нашего мышления. Это положение служит главным аргументом в пользу дедуктивного метода.
Например, понятие собаки обозначает правило, согласно которому моя способность воображения может нарисовать форму четвероного животного в общем виде. А сам образ конкретного предмета (животного) возможен благодаря схеме (это называется трансцендентальным единством апперцепции – восприятия). Оно и есть условие нашей чувственности (априорное, доопытное познание).
Кант широко использует понятие трансцендентального. Оно означает сферу сверхчувственного познания. Разум, выходя за пределы чувственного познания, попадает в область чистого разума, где сталкивается с противоречиями, или антиномиями. Антиномии – это противоречащие друг другу суждения, доказать которые по отдельности одинаково возможно. А где же тогда истина? Поэтому, по Канту, все относящееся к антиномиям, имеет непознаваемый характер.
Кант выделил четыре пары антиномий:
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир не имеет начала во времени и границ в пространстве – он бесконечен.
2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей; ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще нет в мире ничего простого – все сложно.
3. В мире все подчиняется закону причинности, не существует никакой свободы; в мире нет ничего необходимого – все случайно.
4. В мире есть абсолютное существо (Бог); в мире нет никакого абсолютного существа – все относительно.
Антиномии, по мысли Канта, свидетельствуют о бессилии разума познать явления, выходящие за границы опыта: «разум вынужден вступать в спор с самим собой».
Выход из такого положения Кант находит в этическом учении, которое носит название «Критики практического разума» (1788). Кант полагает, что в основе любых нравственных оценок лежит категорический императив, или долг. Он не связан со стремлением к пользе или счастью людей и носит строго формальный и априорный характер. Категорический императив имеет форму заповеди (максимы), обязательной для всех людей: поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом. Практический императив провозглашает человека целью, а не средством. Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе, говорил Кант.
Это основные идеи философии И. Канта. Уже при жизни, и впоследствии Канта критиковали за субьективизацию процесса познания. Вопросы были и по поводу самой вещи в себе. Однако, в целом, значение Канта в истории философии бесспорно.
Во-первых, Кант указал на творческие, конструктивные возможности человеческого познания. Сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот. Кант доказал, что человек способен производить новое - и в теоретической, и практической деятельности.
Во-вторых, разделяя многие идеалы философии Просвещения, духа рационализма, господствовавшего в XVII–XVIII вв., Кант первым чётко обозначил проблему границ и условий человеческого познания.
В-третьих, Кант своим учением дал мощный импульс для дальнейшего развития философской мысли. Из Канта позднее выходит философия как рационалистическая (в лице Г.Ф. Гегеля), так и иррационалистическая (А. Шопенгауэр).
Завершая разговор о Канте, приведём мнение о нём великого И.В. Гёте, который говорил: когда прочтёшь страницу Канта, чувствуешь, что вошёл в светлую комнату.
Использованная литература
1. Кант И. Критика чистого разума / Кант И. Собрание сочинений в 8 томах. Т.3. М., 1994..
2. Румянцева Т.Г. Кант / История философии. Энциклопедия. Минск, 2002.
3. Счастливцева Е.А. История философии. Киров, 2014.
Дополнительная литература
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.
2. Гулыга А.В. Кант. М., 2019
3. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 2010.