Скандал вокруг крупнейшего храма, и одновременно одного из знаковых музеев-памятников - Исаакиевского собора начал затихать. Официальная причина - распоряжение о порядке, в котором должна была пройти передача, утратило силу в конце 2018 года, так и не дождавшись запроса со стороны церкви.
Все же опасения у петербуржцев сохраняются до сих пор. К примеру, Владимир Тимофеев - директор одного из музеев 16 марта предложил разработать список объектов культуры Петербурга, так как многие памятники давно стали "общенародным достоянием", и переросли статус и значимость церковных. Причины предложения таких мер становятся понятны, если изучить историю конфликта.
РПЦ неоднократно предпринимала попытки заполучить собор, впервые в 2015-м году, а после в 2016 году, однако на запросы получала отказ Смольного в весьма жесткой форме. Но в начале 2017 года Полтавченко ошарашил Петербуржцев заявлением, что один из культовых Российских музеев будет передан РПЦ.
Неожиданное решение губернатора потрясло не только сотрудников музея. Новость мгновенно всколыхнула жителей и уже через несколько дней по городу прошла волна протестов. Бурная реакция общественности - масса скандалов, митингов и акций показала однозначный протест жителей города.
Но не стоит упрекать петербуржцев в отсутствии религиозности. Чтобы понять причины столь массового негодования необходимо разобраться не только в идейной, но и в финансовой стороне проблемы.
Сейчас Исаакиевский собор - знаковый городской музей, который известен туристам со всего мира. (По данным Союза работников музеев за 2016 год музей посетило 2 382 000 чел.) При этом расходы на содержание и реставрацию, а это более 200 млн рублей в год, полностью покрываются из средств самого музея, а его годовые отчисления в казну города составляют до 70 млн рублей.
Так как под передачей храма понимается его предоставление церкви в пользование на абсолютно безвозмездной основе, ситуация в корне изменится. Собственником исторического здания остается город, поэтому все затраты по реставрации и охране придется оплачивать из бюджета. При этом речи о поступлении финансов в городскую казну от храма, конечно же, не идет.
На данный момент вопросы передачи заморожены на неопределенный срок. Безусловно, на такой исход повлиял общественный резонанс, и очевидное возмущение горожан. Ни власть, ни церковь пока больше не предпринимают значимых попыток передачи памятника. Вероятно и не будут, опасаясь новой волны повсеместной критики и обвинений РПЦ в попытке "отхватить" не столько церковное сооружение, сколько хорошо финансируемый объект. Такие обвинения трудно назвать полностью безосновательными после истории с находящемся в её владении Казанским собором, фасады которого изменили цвет, предположительно в результате нарушения технологии реставрационных работ.