Насколько важны отзывы о работодателе?
Однажды моя подруга устроилась к одному «известному» своей неадекватностью работодателю. Но она не знала об отзывах, знакомым не говорила о смене работы заранее, а отзывы даже не думала искать, ведь на собеседовании все понравилось. Спустя месяц ушла, позвонила мне и сказала: «Каждый, кого бы я не встречала, говорил, что я вскоре уволюсь, ведь начальник - неадекват и все знают, что надо было сначала поспрашивать знакомых. Так и вышло».
Прежде чем откликнуться на вакансию, согласиться на собеседование или принять job offer, собираете ли вы отзывы о компании?
Некоторые обращаются к своим знакомым в поисках реальных отзывов о месте работы; другие пытаются выйти на бывших сотрудников, общаются с ними на предмет того, что ожидает их на той или иной позиции; а некоторые бросаются искать отзывы в Интернет, благо поиск в сети не занимает много времени.
Я рекомендую делать и то, и другое, и третье. Для полноты картины. Однако будьте особенно критичны к отзывам незнакомых людей, выступающих в качестве бывших сотрудников. Никаких гарантий, что этого сотрудника не попросили уйти из-за плохих результатов, а он не вздумал мстить, очерняя непосредственного руководителя и всю компанию.
Отзывы в интернете могут быть очень занимательными. Но, во-первых, надо понимать, что в рунете нет авторитетных сайтов с отзывами о работодателях, как например «там» Glassdoor или Indeed.
Во-вторых, в поиске выпадают что-то вроде Antijob, Pravda sotrudnikov, Orabote. ..и прочие «черные» списки, куда приходят, чтобы вылить негатив. Адекватность некоторых отзывов вызывает вопросы, да иногда и недобросовестные конкуренты могут промышлять написанием негативных отзывов.
Однако, среди всего этого можно найти «пищу для ума».
На сайтах гигантов Glassdoor и Indeed можно найти следующую информацию:
1) отзывы о компаниях (Glassdoor, Indeed),
2) рейтинги компаний (Glassdoor),
3) зарплаты (Glassdoor, Indeed),
4) рейтинги CEO (Glassdoor),
5) вакансии (Glassdoor, Indeed),
6) советы о прохождении интервью в ту или иную компанию (Glassdoor).
Что можно найти на наших «черных» сайтах
Во-первых, очевидно, общий настрой сообщений.
Во-вторых, то, как отрабатывают и отрабатывают ли вообще отзывы сами работодатели.
Как мы понимаем, в основном отзывы пишут:
1) те соискатели, которые не получили обратную связь, либо возмущенные какими-то моментами в подборе персонала;
2) недовольные бывшие сотрудники;
3) сами работодатели, чтобы «обелить» себя, зная, что негатив распространяется быстро, но им нечем крыть, кроме как писать ЛИПОВЫЕ положительные отзывы;
4) редко «очерняют» своих конкурентов проигрывающие в борьбе за персонал работодатели. Но лично я встречала такое редко;
5) очень редко позитивно настроенные бывшие сотрудники, например, сокращенные, но не оставляющие надежды вернуться;
6) и высший пилотаж - работодатели, отрабатывающие любые отзывы о себе: без наездов на авторов негативных постов, с эмпатией и сожалением; с уточняющими вопросами, предоставлением контактов для дальнейшего решения проблемы; с предоставлением информации об устранении (полном или частичном) проблем.
Правда не на всех сайтах есть возможность отвечать на отзывы.
Кроме того, насколько известно автору, сайт Antijob перенаправляет отзывы с сайта в свою группу Вконтакте. И если автор отзыва вдруг захочет удалить свое сообщение, у него ничего не получится. Поэтому сгоряча лучше ничего не делать, тем более, в Интернете.
Соискатель будет ориентироваться на большинство отзывов, к примеру, если практически во всех отзывах говорится на разном русском языке, что с зарплатой обманывают, то нужно очень постараться, чтобы доказать соискателям обратное.
Хороший рекрутер всегда еще и продажник, знает узкие места своей компании/вакансии, знает достоинства, которые могут нивелировать недостатки и четко отрабатывает возражения.
Совсем не лишним будет хотя бы раз в неделю мониторить отзывы о компании.