Совершенно не помню год, когда в первый раз показали «Настоящих охотников за привидениями», не помню сюжета хотя бы одной серии и долго вспоминал – как звали прекраснейшую рыжую мадам в очках, сидевшую на телефоне. Вспомнил, Жанин. Ну и поисковик рассказал о ее заурядной фамилии Мелниц.
Отличный был мультфильм для своего времени. Парни были круче самих себя в двух фильмах, нарисованные призраки со страшилищами смотрелись интереснее не самых лучших киношных спецэффектов, Лизун жрал все подряд и придавал мимимишности. Туповато по сюжету? Ну, не тупее современных блокбастеров типа «Мстители: война бесконечности», на самом деле, выстроенных на комиксах.
Все же было, как водится, просто: парни отдыхают от дел и козней горадминистрации, прекрасная Жанин принимает звонок, парни скатываются по трубе и несутся во весь опор в неведомые американские закоулки. Неожиданно не справляются полностью и, потрепанно-злые, возвращаются домой, согревая опухшие гондурасы самолюбия праведным чувством мести, Игон придумывает очередную приблуду или вундервафлю, парни превозмогают и побеждают, Лизун жрет очередную пиндосовскую шаурму, Жанин томно провожает взглядом сивый кок Игона, аллес, занавес. Все гениальное просто.
Их показывали в девяносто втором, точно. Смотрел их еще на черно-белом «Каскаде», стоящем на ножках и имевшим сверху такую обязательную приблуду, как трансформатор. Как сейчас помню две красные лампочки по углам прибора, где разгорается, туда надо покрутить крышку-верньер, выправляя подаваемое напряжение. Да-да, так и было, в девяносто первом году у телика сломалась ручка-переключатель, родных мастера телеателье уже не смогли отыскать и поставили что-то кустарное. В свои одиннадцать лет эту хрень, с тонкой полоской настройки мог переключать исключительно плоскогубцами, выбирая между первым, вторым и местным каналами. Точно, так оно и было, девяносто второй.
СССР тогда еще не был призраком, его судороги и агония дергали мощное тело зомби, никак не желавшего умирать. Да, в Абхазии абхазы резались с грузинами, на Кавказе воевали республики из состава РФ, Лиллехаммер цвел победами Вяльбе, в холодильниках порой вешалась мышь, а на рынках продавали все подряд. Ну, возможно, что успехи Вяльбе распускались в Альбервилле, не помню, точно лишь одно: последнее золото хоккея зимней Олимпиады взяла команда капитана Вячеслава Быкова, игравшая под флагом СНГ. СССР уходить не желал от слова совсем, от того самого телеателье, через пяток лет превратившегося в длинный коридор сдаваемых как-бы офисов, в девяносто втором работающего на сто пять процентов и до самых настоящих хлебных магазинов, без упаковки и нарезанных батонов, содержащих в себе вместо муки, соли и дрожжей кучу всякой химии и улучшителей вкуса.
В девяносто втором на двадцать рыжих болгарских баскетбольных мячей у нас был целый один Сполдинг, почти такой же, как в «Лучших играх НБА» у Джордана или Скотти Пипена, разве что не особо настоящий. Но тренерам выдавали все те же сине-белые кроссовки времен Олимпийского мишки Москвы-80, спортивные костюмы еще шили из шерсти, и они не отстегивались по всем швам, сходу превращаясь в игровую форму.
Спирт «Рояль» правил бал, поддельный как-бы коньяк «Наполеон» теснил болгарский «Слынчев бряг», братки еще не брили головы, крася и зачесывая чёлки, химия оставалась почти сверженной королевой женских волос, а огромные плечи пиджаков только входили в моду. Кинотеатры крутили все подряд, от «Америкен бой» и фильмов про ниндзя до «Калигулы» Тинто Брасса посреди бела дня и без оглядок на возраст.
СССР набирал сил и пытался показаться во всей красе Первого и Девятого мая да Седьмого ноября, ведь старые коммунисты еще были вполне молодыми, ветеранов Войны никто не думал пересчитывать по стране, а про блага и квартиры для них не задумывался вовсе, хотя о Сталине уже начинали вспоминать не как о палаче народов, пожирателе детей и почти Антихристе, потихоньку мечтая о его втором пришествии. Красные флаги, три раза в год дрожащие под свежим ветром демократии, казались настоящими ровно до вечера дня, когда их вынимали. Чуть позже они мешались с грязью белизны Аум-Сирикё или Белого братства Марии Дэви Христос, совершенно легально зазывающей неофитов. Призрак СССР косился на них через серую форму ментов, но не трогал. Парням в фуражках с красным околышем было чем заняться, есть тогда хотелось всем.
А мы ждали воскресенья, надеясь вновь увидеть, как крутые парни в бывшей машине «скорой помощи» летят сражаться с кусками эктоплазмы, а Жанин, поводя за ними острыми очками и постоянно меняющимся бюстом, томно вздыхает вслед Игону. Детство, проводив СССР без жалости и сожаления, нас самих отпускать не хотело. От слова «совсем».
П.С: о правиле 34 мы тогда и думать не думали. Да-да, точно вам говорю.