Поврежденные по пути и не доставленные Россией в Китай гиперзвуковые ракеты, входящие в систему ПВО С-400, вызвали у западных экспертов сомнения в их тактико-технических характеристиках и технологиях, и ударили по планам Пекина оказать давление на Тайвань. Китаю не хватает ракет, которые составляли бы ключевую часть его стратегии давления на Тайвань. Сами ракеты входят в состав системы ПВО С-400, которую Китай приобретает у России. К сожалению, для Китая эти специальные ракеты были повреждены при их доставке по морю, и Россия не поставила их. Специальные ракеты 40N6, которые запускаются с мобильных установок С-400, потенциально смогут закрыть воздушное пространство вокруг Тайваня и удерживать американские военные самолеты в случае, если Тайвань будет нуждаться в американской поддержке, когда Китай начнет крупную военную акцию или даже вторжение на остров. В отличие от других ракет, используемых системой С-400, русские утверждают, что именно ракеты типа 40Н6 в сочетании с радиолокационными усовершенствованными радарами могут успешно блокировать американские самолеты-невидимки, такие как F-22 и F-35. Кроме того, в отличие от других ракет, применяемых на установках С-400, ракеты 40N6 имеют очень большую дальность стрельбы, достаточную, чтобы удерживать американские истребители от баз в Японии, Окинаве или на американских авианосцах.
Пропавшие ракеты, направлявшиеся в Китай, находились на грузовом судне, которое, по словам России, столкнулось с штормом в Ла-Манше в середине января. Корабль «Никифор Бегичев» (названный в честь русского полярного исследователя, родившегося в 1874 году) получил некоторые повреждения и шесть дней барахтался, прежде чем смог вернуться в свой порт приписки Усть-Луга, через 10 дней после отплытия. (Критики, тем временем, задавались вопросом, почему ракеты и оборудование С-400 были отправлены морем, а не по железной дороге в Китай.) Нет никакой информации о том, что «Бегичев» подавал международный сигнал бедствия или, если уж на то пошло, какие-либо российские или другие суда были направлены на помощь судну. Порт Усть-Луга расположен недалеко от Финского залива, примерно в 110 километрах к западу от Санкт-Петербурга. «Бегичев» и два других корабля («Оушн Лорд» и «Оушн Пауэр») перевозили в Китай компоненты системы ПВО С-400. Российско-китайский контракт на систему был первоначально подписан в 2014 году. Из этих трех кораблей только «Бегичев» вернулся в порт. «Оушн Пауэр», покинувший порт уже после возвращения «Бегичева», тоже впоследствии вернулся. «Оушн Лорд» завершил свою поездку в Китай (хотя он покинул порт ранее 19 декабря и прибыл в Тяньцзинь 9 февраля). «Оушн Пауэр» скоро снова отправится в путь и прибудет в Китай, но на нем не будет этих ракет. По словам россиян, жизненно важный груз из ракет 40Н6 хранился на палубе «Бегичева». Ракеты, как утверждается, были повреждены и подлежали утилизации. Груз был застрахован, и российское страховое агентство согласилось выплатить компенсацию.
Только ракеты 40N6 могут сбивать самолеты-невидимки. С-400 поддерживает четыре различные ракеты, но 40N6 – единственная, которая, как утверждают русские специалисты, может сбивать самолеты-невидимки, такие как F-22 и F-35. Чтобы у Китая была свобода действий против Тайваня или даже Японии, ему нужно бороться с первоклассными американскими самолетами-невидимками, которые уже несут свою службу на Гуаме, Окинаве и на базах Японии (Япония также добавляет F-35 к своим военно-воздушным силам). С-400 – это мобильная, усовершенствованная система ПВО, которая использует ряд различных радаров, включая блоки, которые могут обнаруживать самолеты-невидимки. Два радиолокатора, которые являются факультативной частью кластера, используют диапазоны L-band и VHF (УКВ), которые работают на более низкой частоте по сравнению с более точными радиолокаторами X-диапазона или другими военными радиолокаторами поиска и слежения в диапазонах C или S.
Американские самолеты-невидимки предназначены для того, чтобы быть менее заметными, на средней и большой дальности от радиолокаторов слежения, особенно в X-диапазоне. Пентагон называет эту технологию «малозаметной». Русские добавили системы L-band и VHF в качестве дополнительной части комплекса С-400, чтобы дать ему возможность отслеживать самолеты-невидимки американского производства. Но ни L-band, ни VHF-системы не обладают большой точностью против воздушных целей, особенно на большой дальности. С тем, чтобы обойти это ограничение, ракеты 40Н6 работают по-разному в том, как и на каком расстоянии они находят цель. Ракеты 40N6 имеют дальность стрельбы до 400 километров и уникальное свойство для тактических зенитных ракет, связанное с тем, что они могут работать на больших высотах (до 29 км над поверхностью). Ракета 40N6 является гиперзвуковой, и русские специалисты утверждают, что в отличие от стандартных ракет, которые начинают замедляться по мере приближения к своей цели, 40N6 не теряет скорости, но, на самом деле, идет быстрее, особенно когда она подныривает к своей цели. Кроме того, 40N6, как говорят, может лучше найти свою цель с помощью активного бортового радара ракеты, потому что он видит самолеты или транспортные средства, глядя сверху, где стелс-самолеты не оптимизированы. По сути, бортовой радиолокатор дополняет радары X, L и VHF на земле и повышает точность ракеты, особенно против скрытых и малозаметных целей.
Есть еще одно отличие. США и Израиль (работающие с Raytheon) перешли к «кинетическим ударам на поражение» (hit-to-kill) боеголовок для противовоздушной и противоракетной обороны (что касается системы THAAD, наземного перехватчика среднего курса Patriot-3 и израильской Arrow-3). Вместо этого русские используют осколочную боеголовку, огибающей цель для поражения в радиусе около 100 метров. Ракета hit-to-kill не имеет взрывной боеголовки и должна физически ударить по самолету или ракете. 40N6 с более смертоносной боеголовкой может быть лучшим решением против самолетов, потому что современные самолеты могут попытаться маневрировать, чтобы избежать прямого в них попадания.
Чрезвычайные требования со стороны России. Россия, как считают западные эксперты, делает необычайные заявления о своих военных возможностях и новом оружии, которые эти эксперты принимают с некоторым скепсисом. Ведь система S-400 с ракетами 40N6 никогда не испытывалась против истребителей-невидимок. Действительно, конструкция 40N6 и ее поддерживающие радары выглядят как попытка предвидеть потенциальные уязвимости «стелс» и сочетают в себе различные решения (типы радаров, скорости ракет, боеголовки и типы взрывных устройств, «снижение» к цели с большой высоты) с тем, чтобы попытаться достичь обещанного результата. С точки зрения России, подход к ракетам 40N6 вовсе не удивителен. Ведь, как считают американские специалисты, Россия не имеет реальных стелс-технологий, но вместе с тем разрабатывает системы для уничтожения стелс-угроз. Китай же утверждает, что у него есть свои стелс-технологии, но Индия недавно обнаружила, что она может легко обнаружить китайские самолеты-невидимки J-20 с помощью старых российских военных радаров.
Китай заказал у России 128 ракет 40Н6. Сколько их было на «Бегичеве», неизвестно, но это был не такой большой корабль, и он не мог нести все заказанные ракеты. Поэтому «Бегичев» нес свой груз на палубе, а не в трюме. Есть фотографии корабля, груженного большими контейнерами. Как только ракеты 40N6 будут доставлены в Китай, США должны будут найти способы противостоять им, чтобы сохранить превосходство в воздухе вокруг Японии, Окинавы и Тайваня. Найти решение будет непросто, и Китай сможет получить стратегически ценный потенциал в виде ракет 40N6 в качестве оружия отрицания доступа в его зоны ответственности. Интересно, что отгрузка ракет 40N6, потерянных по пути в Китай, вызвала вопросы даже в России. Почему все ракеты были потеряны или должны были быть уничтожены? К этому вопросу обратился российский оборонный аналитик Павел Фельгенгауэр, который пишет для «Новой газеты», известной своими журналистскими расследованиями.
Ракетные отгрузки «саботируется Россией»? Фельгенгауэр утверждает, что ракеты, направлявшиеся в Китай, были саботированы Россией. Он считает, что ракеты были уничтожены, потому что они не работают, и что русские не хотели, чтобы китайцы узнали, что они не работают. Слишком многообещающая пропаганда превосходства российского оружия, похоже, является проблемой, которая идет прямо к вершине власти в Москве. В результате аварии Россия купила себе несколько лет отсрочки до того, как ракеты 40N6 будут поставлены в Китай (если когда-либо они будут туда поставлены). У России много клиентов по системе С-400, самый последний – Турция, член НАТО, и у России хорошие перспективы продаж этих систем среди многих клиентов из США. Поэтому России не было бы полезно признаваться в технических или оперативных недостатках этих ракет. Китай должен быть зол и недоверчив по поводу того, насколько надежны обещания России. Китай не может достичь превосходства в воздухе над Соединенными Штатами без ракет 40N6, которые действительно работают, потому что, несмотря на свое хвастовство, истребители Китая не могут сравниться с американскими истребителями. В результате аварии в Ла-Манше попытки Пекина изолировать Соединенные Штаты в Южно-китайском море потерпели серьезное поражение.