В замечательном и — многослойном фильме «Вам и не снилось» (1980) показан самый главный конфликт человеческой жизни: надо VS хочу. При этом «хочу» оформлено в виде инфантильного, а потому — неистового желания быть счастливым. Но если юную пару — Kатю и Ромку уже сто раз обсуждали (а иной раз — осуждали), то гораздо интереснее посмотреть на их учителей, родителей, да и вообще — взрослых. Они здесь - фон. Однако они и причина.
Симптоматично противопоставление двух матерей — ухоженной, моложавой красавицы Людмилы Сергеевны (мамочка Кати) и — замотанной, тяжеловесной Веры Васильевны (мамаша Романа). Я неслучайно подобрала эти разные «ипостаси» одного и того же явления — мамочка и мамаша. Этот сюжет — весь на контрастах и нервах. Тут нет лишних или размытых деталей. Всё — на пределе конфликта мировоззрений.
Мамочка-Людмила облачена по моде, всегда при макияже, тонка фигурой и даже, будучи беременной, порхает. Мамаша-Вера одета скучно, тускло и никакой лёгкости — с её-то весом и пожизненным грузом. У Людмилы Сергеевны — молодой, точнее на десять лет моложе, супруг. Она его любит. А если разлюбит, то... непременно бросит. Такое вот «хочу» принято в этом симпатичном семействе.
Вера Васильевна вряд ли обожает своего скучного, вечно хворающего (точнее — ипохондрического) Лавочкина, отца Ромки. Но она-то никогда и ни за что не оставит. Она — унылая и толстая, но она — верная. Она понимает, что такое «я должна», а свои «хочу» она забыла, скорее всего, ещё в ранней юности. Другое дело, что для обеих женщин их «маски» - единственно возможная реальность.
Одна — вечно красивая-добренькая-модная; вторая — тягловая лошадь без права на улыбку. Первая — понимающе относится к увлечению своей дочери, ибо «хочу» - сильнее всех иных велений. Вторая — устраивает настоящую мини-войну, ради чётко затверженного «надо». Мама-Люда считает Kатю — счастливой, влюблённой девочкой, которую можно отпустить в Ленинград, да и вообще — отпустить. Пусть себе!
Мама-Вера полагает, что её Роману грозит беда. При том, что обе матери — по-своему правы и ни одна не вызывает полноценного сочувствия. Однако симпатии авторов и большинства зрителей на стороне привлекательной Людмилы Сергеевны. Замечу, что общество, построенное исключительно на Долге и «надо» - гораздо более жизнеспособно, чем социум, опирающийся на тезис что «главное — быть счастливым».
В конце советской истории нам постоянно давали понять: долг — это не всегда правильно, и важнее - ...нечто другое. Например, сиюминутная любовь старшеклассников. И учительница, которую почти в глаза именуют Танечкой - на стороне большого-светлого-чувства. И хрен с ней - с успеваемостью Kати! Пусть рыдает-любит-не учится. А мама-Вера — «дура-дурой», ничего-то не поняла. Да ей и не снилось...
Зина Kорзина (с)