Зрители «Евровидения» дружно рукоплескали коллективу «Бурановские бабушки» из Удмуртии. Вдохновленная их жизнелюбием, редакция кинула клич, на который откликнулись сразу семь бабушек туристической отрасли. Наши турдомовские бабушки помнят российский туризм с пеленок и продолжают энергично трудиться.
Килимник Ольга Дмитриевна,
генеральный директор компании «Метрополис Круиз»
По возрасту я вполне тяну на «бабушку от туризма». А если учесть средний возраст работников нашей отрасли, то даже на прабабушку. Мне 63 года (недавно исполнилось), скрывать здесь нечего, да и поздно уже.
В туризм я пришла тогда, когда массовый выездной туризм и народился в нашей стране, в самом начале 90-х, немало поработав в других отраслях народного хозяйства. Пришла, конечно, по глупости, как и совершается большинство судьбоносных поступков. Бывало, что и жалела. Не просто работать в туризме в стране, где люди хотят отдыхать бесплатно и безнаказанно. Но если отвлечься от вечных проблем руководителя, то все остальное весьма увлекательно и даже впечатляюще. Тем более что и направление, которое выпало на нашу долю – это не материки и страны, и даже не острова, это весь мировой океан. И наши люди, истосковавшиеся в границах сухопутной державы, стремятся в романтические морские путешествия, а мы находим для них теплоход, придумываем маршруты, организуем программу на судне, на берегу и еще много такого, что никто не замечает, и без чего отдых не получается.
Пришла я в туризм не на пустое место, но не имея никакого опыта. Известная украинская компания «Примэкспресс» пригласила меня возглавить московский офис. Согласилась потому, что хотела помочь друзьям. Думала, временно. Только дело наладить. И как это часто бывает, осталась. А когда «Примэкспресс» ушел с рынка, мы – костяк коллектива – сели, подумали, решили: «Кто, если не мы». Знания есть, опыт приобрели, хорошо понимаем, что нужно нашим круизникам. И мы «морские» стали за эти годы, а море так просто не отпускает. Так в 1998 году под вывеской «Метрополис» мы начали свое самостоятельное круизное плавание. И плывем по сей день.
То, что мы единственная национальная круизная компания в России, которая многие годы в одиночестве занимает нишу «круизов для своих», т.е. для соотечественников, не очень хорошо меня характеризует. Ведь больше никто в нашей стране не стремится разделить с нами эту нишу. Быть производителем, да еще отечественным производителем, понятное дело, и хлопотно, и рискованно, и трудозатратно. Поэтому дураков нет. Хотя нет, есть. Мы.
Зато у нас весело. И нас любят. Огромное количество клиентов считает нас практически родственниками. Есть туристы, которые проплавали с нами за эти годы по 30 круизов. Так что положительных эмоций в моей жизни много. А трудности…К ним привыкаешь. Если найдешь теплоход для работы. А это и есть самое трудное.
С благодарностью вспоминаю лайнеры, которые под нашим флагом бороздили моря и океаны: Аседо (Шота Руставели), Далмация, Ольвия, Ван Гог и др. Каждый – как новый этап жизни. Вот это и нравится больше всего – романтика, запах соленых брызг, счастливые лица наших туристов… Калейдоскоп дорог, событий, задач заставляет шевелиться даже таких «бабушек от туризма», как я. А я так люблю лениться! Но еще много несвершенного, несбывшегося. Ну и что, что бабушка. Бабушки тоже люди!
Фельдман Людмила Григорьевна,
директор турагентства «Перминтур-Ф», г. Пермь
Родилась я в 1944 на Дальнем Востоке – отец был военным, мы часто переезжали с места на место и осели в Перми, когда мне было 16 лет.
После школы и института я закончила курсы экскурсоводов и в августе 1969 г. поступила на работу в Пермское бюро путешествий и экскурсий. С тех поря я уже 43 года тружусь в туризме на благо людей.
Начало моей трудовой деятельности ознаменовалось поездкой в качестве методиста на экскурсионном поезде по маршруту: Ташкент, Самарканд, Бухара, Ургенч. Это была в буквальном смысле слова «Школа выживания»: вагоны без душевых, места, где отстаивались вагоны, без туалета и бани... Но это все мелочи по сравнению с тем, что в нашем турпоезде из 10 вагонов ехали 360 чел., а русскоговорящих экскурсоводов не было нигде, кроме Ташкента. Но я всегда любила и изучала Восток и сама вела экскурсии по городам.
Второе испытание – это работа с пассажирами речных круизов. В те годы многие туристы прибывали в Пермь на теплоходах по Каме и Волге. Представьте себе, что в день приходит по 2-3 теплохода (250-300 чел. на каждом), а автобусов и экскурсоводов не хватает. Нам помогал весь город: снимали автобумы с рейсов, внештатных экскурсоводов отпускали с работы. За весь период такой интенсивной работы я приходила домой только поспать и переодеться, но ни одной жалобы мы не получили. За обслуживание теплоходов в Перми за этот период я была награждена грамотой центрального Совета по туризму и экскурсиям (руководящий орган) и знаком отличник туризма.
В свое время в Бюро путешествий я побывала в должности заведующей экскурсионным отделом, зарубежным отделом, заместителем директора; в моем подчинении находилось около 100 экскурсоводов и 400 руководителей тургрупп. Закончила работу в Бюро в 1991 году.
Тогда же я создала свою турфирму «Перминтур-Ф», в которой тружусь и руковожу до сих пор и с большим удовольствием! Сейчас работать и проще и сложнее. Проще, потому что можно предложить людям огромный выбор маршрутов, а сложнее потому, что требования туристов стали выше. И это хорошо, поэтому учу своих сотрудников и желаю всем: любите туристов, не смотрите на них как на «кошелек», и они ответят вам взаимностью.
Агранат Раиса Исаевна,
директор компании «Древняя слобода», г. Москва
В советское время я закончила МИИТ и работала инженером. А в 90-е вышла на пенсию и занялась делом, которое мне давно нравилось.
Тогда криминал был даже в воздухе. Мы регистрировали фирму и, курьера, который повез наши документы, убили. И нас долго-долго таскали, проверяя причастность к этому убийству. Но дальше судьба была к нам благосклонна (тьфу, тьфу, тьфу) и никаких серьезных претензий за все эти годы не было.
В пятницу, 13 ноября 1998 года, Служба «БАНКО» впервые собирало делегацию региональных турфирм в Москве. А мы для них делали экскурсию. В эту пятницу, 13-го, начались проделки нечистой силы: внезапно поднялся шквальный ветер, резко похолодало градусов до 20 , выпало очень много снега, дороги занесло и практически все наши коллеги не смогли провезти экскурсии. А нас как будто кто-то оберегал и вела незримая рука. Нашему черному красавцу-«Неоплану» стихия была нипочём. А в конце экскурсии появился маг и чернокнижник Яков Брюс в камзоле с мальтийской звездой. Он прочел заклинание и напоил всех «живой водой».
Так началась наша дружба с «БАНКО» и журналом «Горячая линия. Туризм». Два раза в год Служба «Банко» проводила региональные воркшопы, на которых мы презентовали новые авторские экскурсии, а иногда и сразу две. Некоторые из них были с элементами шоу. Позже мы стали партнерами по организации приема делегаций…
С тех пор многие представители региональных турфирм – наши друзья и партнеры. По сей день присылают к нам группы туристов, делаем совместные программы. За 16 лет мы приняли десятки тысяч туристов практически из всех регионов России и более чем из 30 государств. Ко всем туристам мы относимся одинаково – будь то малыши из ненецких оленеводческих стойбищ или один из бывших премьер-министров Италии (находившийся в РФ инкогнито). Всех встречаем, провожаем, дарим подарки. Стараемся разместить и покормить как можно лучше и дешевле. Программу сделать легкой, приятной, познавательной и веселой. А главное – дать им почувствовать, что они самые желанные и любимые гости. И мы готовы для них многое сделать.
Конечно, бывают какие-то сбои (автобус сломался, что-то с размещением и т.д.). Здесь и проявляется профессионализм – сделать так, чтобы за считанные минуты все наладилось, а туристы не заметили возникших проблем. Иногда это требует дополнительных затрат, иногда срабатывают дружеские связи, личное обаяние, умение общаться с людьми.
Работа наша совсем нелегкая, но когда 7-летние дети из Кургана дарят открытку: «Никогда не забудем 4 дня, которые мы были с феей, разгоняющей тучи», или когда каждый Новый год получаешь посылку с острова Калимантан от VIP-туриста мистера Сейфуля Зена, думаешь: наверное, все это не зря…
Жданова Любовь Павловна,
директор турагентства «Джин тур», г. Москва
Я родилась в 1949 году. Помню даже похороны Сталина... Это был какой-то черный день. Была маленькой, жила не в Москве, но помню.
Начинала работу в туризме в 1994 году, в 45 лет, с нуля! Кризис был в стране, я НИЧЕГО про туризм не знала, ничего не умела. Туристы были совсем другие – доверчивые, тоже ничего не знали…
За лето одна отправила отдыхать 30 человек – Турция, Эмираты. Все были счастливы. На рабочем столе – только телефон и факс. Вся переписка и подтверждения по факсу. Позже – копм 286-й! Кто помнит? Билеты, правда, были на бланках – настоящие.
Опыт пришел со временем, Главное в туризме – опыт и ЛЮБОВЬ к каждому, ОПТИМИЗМ и желание работать!!! Тяжелый труд... Я переживаю и радуюсь за каждого туриста: задержка рейса, потеря багажа, опоздание на рейс, перенос рейса – менеджер должен знать все... И встретить каждого, как самого близкого человека, рассказать все, что знаешь сама, спросить его пожелания.
Одним словом, если вы молоды, полны сил и желания работать, то у многих из вас получится! Удачи!
Валентина Степановна Бочкарева,
директор турагентства «Валентина», г. Омск
В туризм я пришла в 1992 году из-за нестабильности: муж работал на секретном заводе, я – в столовой на фабрике, и в один миг жизнь на наших предприятиях остановились. Надо было кормить и одевать троих детей, поэтому пришлось брать в руки баулы и ехать в шоп-тур в Польшу. 1 августа 1992 года я впервые пересекла границу нашей необъятной Родины – двадцать лет назад!..
Потом возить шоп-группы в качестве руководителя. Много пришлось перенести невзгод и неприятностей. Шопников на границе с Польшей унижали, особенно если ехали через Украину Львов – там любили устраивать личный досмотр. Два раза с группой горели в поезде (слава Богу, все обошлось) и я давала телеграммы: «задержать самолет на Омск из-за пожара поезда, группа 30 чел.», и задерживали – большое спасибо аэропорту «Домодедово».
В 1994 году мы с мужем посоветовались и решили открыть турфирму. Опыта было достаточно. Сначала работали с польской турфирмой «Биакомекс», а с 1996 года началась полномасштабная туристическая деятельность в прямом смысле этого слова, и продолжается по сей день!
Немного менеджеров за столь длительный период прошло через нашу фирму, текучести как таковой у нас нет. А те, кто и уволился, работают в туризме, занимают должности директоров, высококвалифицированных менеджеров, и я этим горжусь. Для меня они партнеры. Студенты высших учебных заведений у нас проходят практику – именно практику, а не девочками-мальчами на побегушках.
Так прошли 20 лет. Я никогда не сомневалась, что сделала правильный выбор. Наша турфирма – семейная: в ней работает мой муж Владимир Александрович и уже 10 лет, после окончания финансово-экономического института, наша средняя дочь Наталья. Старшая и младшая дочери работают в других отраслях. Внуки – наша гордость: старший Владимир учится в Кадетском корпусе, средний Игорь занимается спортом, борьбой, а лапочка внучка Кристина очень хорошо рисует, целую галерею картин нам с дедом нарисовала в подарок. Так что жизнь прожита не зря, есть, кем и чем гордится! А это наверное самое главное в жизни: когда рядом дети, внуки и любимый муж.
Елена Яковлевна Баринова,
директор компании «Алвис+», г. Москва
По образованию я юрист, в туризме с 1991 года. Начинала с организации морских круизов по Средиземному морю, в 1993 году учредила собственную компанию «АЛВИС», с 1997 года по настоящее время ЗАО «АЛВИС+». Компания преодолела «лихие» 90-е, финансовые кризисы, все 19 лет расположена по одному адресу.
Как известно, волшебной формулы успеха ни в жизни, ни в бизнесе не существует. Однако достичь успеха можно, если придерживаться определенных принципов:
- надо заниматься любимым делом
- много и упорно работать самому
- постоянно самосовершенствоваться
- уметь делать выводы из неудач
- реально оценивать свои возможности в бизнесе, забыв об амбициях
- лояльно относиться к персоналу
И самое главное – любить людей, которые приходят в компанию в качестве сотрудников и, конечно, клиентов, поскольку клиент – самый важный человек в бизнесе. Туристы могут быть капризными, нетерпеливыми, излишне требовательными, но они должны быть в центре внимания сотрудников компании. Именно от профессионализма персонала во многом зависит результат работы компании.
К сожалению, сегодня количество туристских компаний постоянно увеличивается и отрасль испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, что отрицательно сказывается на качестве оказания туристских услуг. Кадровый костяк отрасли состоит из людей, пришедших в туризм в 90-годы, когда не было не только профильных учебных заведений, но и законодательства о туристской деятельности. Тем не менее, именно эти люди смогли сформировать рынок туристских услуг и до сих пор остаются незаменимыми работниками.
Понимая важность подготовки квалифицированных кадров для отрасли, в течение последних пяти лет передаю свой опыт студентам и магистрантам Института гостиничного бизнеса и туризма Российского Университета Дружбы Народов.
Кунц Софья Григорьевна,
директор ТА «Новосибирск»
Родилась я в 1950 г. на Урале. По первому образованию - технарь, но эта работа меня не пленила. Всегда любила путешествовать, слово ТУРИЗМ казалось мне просто волшебным, захотелось приобщиться к этому... Думалось, что в этой работе - много романтики!
В туризм пришла в ноябре 1983 года. Моя первая должность - инструктор отдела реализации и рекламы Новосибирского областного совета по туризму и экскурсиям. Взяли меня временно, заменить работницу, ушедшую в декретный отпуск. И вот уже прошло 29 лет почти, а я всё ещё здесь, в туризме!
Далее моя карьера складывалась следующим образом:
- старший инструктор отдела планирования, распределения путёвок и рекламы
- зав.отделом организации путешествий и экскурсий областного совета
- зав. отделом рекламы, реализации и выпуска путёвок ТЭПО "Новосибирсктурист"
- помощник генерального директора ТЭПО по внешнеэкономической деятельности
- заместитель генерального директора ТЭПО "Новосибирсктурист"
За это время я получила второе образование, поступила в Высшую школу профсоюзного движения им. Шверника на факультет экономики туризма, которую закончила в 1991 года. В то время она уже называлась по - другому - Институт профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Несколько лет избиралась секретарём партийной организации в областном совете по туризму.
В 1992 году пришлось уволиться из ТЭПО, т.к. в то время не было принято мужу и жене работать в одной организации. И я создала первую в городе свою, частную, коммерческую туристскую фирму.
С 1996. по 2001 год работала директором туристической фирмы СКАТТ (Сибирская Коммерческая Ассоциация Туризма и Торговли). В марте 2001г. создала вновь свою фирму - ООО Туристское агентство "Новосибирск", в которой и работаю по сегодняшний день.
За эти годы конечно же, пришлось поработать на общественных началах во многих организациях. Я была членом общественного совета по туризму при Губернаторе области, участвовала в НАТО (Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций), много лет являюсь членом правления РОСТ (Региональный Отраслевой Союз Туриндустрии Сибири. Отмечена благодарностями и грамотами Обладминистрации и губернатора. При таком длительном сроке работы в отрасли все это ни есть большая заслуга, это просто естественно. Обычная работа.
Что было самым трудным за эти годы? Вот как хотите, а труднее времени, чем сейчас, с этими скидочными войнами, множеством открывшихся непрофессиональных фирм - однодневок, совершенно БЕЗУМНЫМ демпингом... Я считаю - не было ещё.. .Даже в 1998 году было легче работать, во время дефолта.
Что нравится мне в моей работе? Не стану лукавить, мир за эти годы я, конечно же, посмотрела. Но больше всего меня греют моменты, когда люди, уже вернувшиеся из поездки, звонят нам и говорят, что великолепно отдохнули! Когда слышишь слова
благодарности и знаешь - это ТЫ приложил к этому свои руки и голову! Когда мне приходится выступать где - либо, перед какой – то аудиторией, я всегда говорю, что у меня САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ В МИРЕ РАБОТА! Что мне в жизни повезло ОЧЕНЬ с этим!
Читайте больше материалов об истории туризма и турбизнеса в России на нашем сайте