Найти тему
Hotline.Travel

Турдомовские бабушки

Оглавление

Зрители «Евровидения» дружно рукоплескали коллективу «Бурановские бабушки» из Удмуртии. Вдохновленная их жизнелюбием, редакция кинула клич, на который откликнулись сразу семь бабушек туристической отрасли. Наши турдомовские бабушки помнят российский туризм с пеленок и продолжают энергично трудиться.

Килимник Ольга Дмитриевна,
генеральный директор компании «Метрополис Круиз»

Ольга Килимник
Ольга Килимник

По возрасту я вполне тяну на «бабушку от туризма». А если учесть средний возраст работников нашей отрасли, то даже на прабабушку. Мне 63 года (недавно исполнилось), скрывать здесь нечего, да и поздно уже.

В туризм я пришла  тогда, когда массовый выездной туризм и народился в нашей стране, в самом начале 90-х, немало поработав в других отраслях народного хозяйства. Пришла, конечно, по глупости, как и совершается большинство судьбоносных поступков. Бывало, что и жалела. Не просто работать в туризме в стране, где люди хотят отдыхать бесплатно и безнаказанно. Но если отвлечься от вечных проблем руководителя, то все остальное весьма увлекательно и даже впечатляюще. Тем более  что и направление, которое выпало на нашу долю – это не материки и страны, и даже не острова, это весь мировой океан. И наши люди, истосковавшиеся в границах сухопутной державы, стремятся в романтические морские путешествия, а мы находим для них теплоход, придумываем маршруты, организуем программу на судне, на берегу и еще много такого, что никто не замечает, и без чего отдых не получается.

Пришла я в туризм не на пустое место, но не имея никакого опыта. Известная украинская компания «Примэкспресс» пригласила меня возглавить московский офис.  Согласилась потому, что хотела помочь друзьям. Думала, временно. Только дело наладить. И как это часто бывает, осталась. А когда «Примэкспресс» ушел с рынка, мы – костяк коллектива – сели, подумали, решили: «Кто, если не мы». Знания есть, опыт приобрели, хорошо понимаем, что нужно нашим круизникам. И  мы «морские» стали за эти годы, а море так просто не отпускает. Так в 1998 году под вывеской «Метрополис» мы начали свое самостоятельное круизное плавание.  И плывем по сей день.

То, что мы единственная национальная круизная компания в России, которая многие годы в одиночестве занимает нишу «круизов для своих», т.е. для соотечественников, не очень хорошо меня характеризует. Ведь больше никто в нашей стране не стремится разделить с нами эту нишу. Быть производителем, да еще отечественным производителем, понятное дело, и хлопотно, и рискованно, и трудозатратно. Поэтому дураков нет. Хотя нет, есть. Мы.

Зато у нас весело. И нас любят. Огромное количество клиентов считает нас практически родственниками. Есть туристы, которые проплавали с нами за эти годы по 30 круизов. Так что положительных эмоций в моей жизни много.  А трудности…К ним привыкаешь. Если найдешь теплоход для работы. А это и есть самое трудное. 

С благодарностью вспоминаю лайнеры, которые под нашим флагом бороздили моря и океаны: Аседо (Шота Руставели), Далмация, Ольвия, Ван Гог и др. Каждый – как новый этап жизни.  Вот это и нравится больше всего – романтика, запах соленых брызг, счастливые лица наших туристов… Калейдоскоп  дорог, событий, задач заставляет шевелиться даже таких «бабушек от туризма», как я.  А я так люблю лениться! Но еще много несвершенного, несбывшегося.  Ну и что, что бабушка. Бабушки тоже люди!

Фельдман Людмила Григорьевна,
директор турагентства «Перминтур-Ф», г. Пермь

Людмила Фельдман
Людмила Фельдман

Родилась я в 1944 на Дальнем Востоке – отец был военным, мы часто переезжали с места на место и осели в Перми, когда мне было 16 лет. 

После школы и института я закончила курсы экскурсоводов и в августе 1969 г. поступила на работу в Пермское бюро путешествий и экскурсий. С тех поря я уже 43 года тружусь в туризме на благо людей.

Начало моей трудовой деятельности ознаменовалось поездкой в качестве методиста на экскурсионном поезде по маршруту: Ташкент, Самарканд, Бухара, Ургенч. Это была в буквальном смысле слова «Школа выживания»: вагоны без душевых, места, где отстаивались вагоны, без туалета и бани... Но это все мелочи по сравнению с тем, что в нашем турпоезде из 10 вагонов ехали 360 чел., а русскоговорящих экскурсоводов не было нигде, кроме Ташкента. Но я всегда любила и изучала Восток и сама вела экскурсии по городам.  

Второе испытание – это работа с пассажирами речных круизов. В те годы многие туристы прибывали в Пермь на теплоходах по Каме и Волге. Представьте себе, что в день приходит по 2-3 теплохода (250-300 чел. на каждом), а автобусов и экскурсоводов не хватает. Нам помогал весь город: снимали автобумы с рейсов, внештатных экскурсоводов отпускали с работы. За весь период такой интенсивной работы я приходила домой только поспать и переодеться, но ни одной жалобы мы не получили. За обслуживание теплоходов в Перми за этот период я была награждена грамотой центрального Совета по туризму  и экскурсиям (руководящий орган) и знаком отличник туризма.

В свое время в Бюро путешествий я побывала в должности заведующей экскурсионным отделом, зарубежным отделом, заместителем директора; в моем подчинении находилось около 100 экскурсоводов и 400 руководителей тургрупп. Закончила работу в Бюро в 1991 году.

Тогда же я создала свою турфирму «Перминтур-Ф», в которой тружусь  и руковожу до сих пор и с большим удовольствием! Сейчас работать и проще и сложнее. Проще, потому что можно предложить людям огромный выбор маршрутов, а сложнее потому, что требования туристов стали выше. И это хорошо, поэтому учу своих сотрудников и желаю всем: любите туристов, не смотрите на них как на «кошелек», и они ответят вам взаимностью.

Агранат Раиса Исаевна,
директор компании «Древняя слобода», г. Москва

Раиса Агранат
Раиса Агранат

В советское время я закончила МИИТ и работала инженером. А в 90-е вышла на пенсию и занялась делом, которое мне давно нравилось.

Тогда криминал был даже в воздухе. Мы регистрировали фирму и, курьера, который повез наши документы, убили. И нас долго-долго таскали, проверяя причастность к этому убийству. Но дальше судьба была к нам благосклонна (тьфу, тьфу, тьфу) и никаких серьезных претензий за все эти годы не было.

В пятницу, 13 ноября 1998 года, Служба «БАНКО» впервые собирало делегацию региональных турфирм в Москве. А мы для них делали экскурсию. В эту пятницу, 13-го, начались проделки нечистой силы: внезапно поднялся шквальный ветер, резко похолодало градусов до 20 , выпало очень много снега, дороги занесло и практически все наши коллеги не смогли провезти экскурсии. А нас как будто кто-то оберегал и вела незримая рука. Нашему  черному  красавцу-«Неоплану» стихия была нипочём. А в конце экскурсии появился маг и чернокнижник Яков Брюс в камзоле с мальтийской звездой. Он прочел заклинание и напоил всех «живой водой».

Так началась наша дружба с «БАНКО» и журналом «Горячая линия. Туризм». Два раза в год Служба «Банко» проводила региональные воркшопы, на которых мы презентовали новые авторские экскурсии, а иногда и сразу две. Некоторые из них были с элементами шоу. Позже мы стали партнерами по организации приема делегаций…

С тех пор многие представители региональных  турфирм – наши друзья и партнеры. По сей день присылают к нам группы туристов, делаем совместные программы. За 16 лет мы приняли десятки тысяч туристов практически из всех регионов России и более чем из 30 государств. Ко всем туристам мы относимся одинаково – будь то малыши из ненецких оленеводческих стойбищ или один из бывших премьер-министров Италии (находившийся в РФ инкогнито). Всех  встречаем, провожаем, дарим подарки. Стараемся разместить и покормить как можно лучше и дешевле. Программу сделать легкой, приятной, познавательной и веселой. А главное – дать им почувствовать, что они самые желанные и любимые гости. И мы готовы для них многое сделать.

Конечно, бывают какие-то сбои (автобус сломался, что-то с размещением и т.д.). Здесь и проявляется профессионализм – сделать так,  чтобы за считанные минуты все наладилось, а туристы не заметили возникших проблем. Иногда это требует дополнительных затрат, иногда срабатывают дружеские связи, личное обаяние, умение общаться с людьми.

Работа наша совсем нелегкая, но когда 7-летние дети из Кургана дарят открытку: «Никогда не забудем 4 дня,  которые мы были с феей, разгоняющей тучи», или  когда каждый Новый год получаешь посылку с острова Калимантан от VIP-туриста мистера Сейфуля Зена, думаешь: наверное, все это не зря… 

Жданова Любовь Павловна,
директор турагентства «Джин тур», г. Москва

Любовь Жданова
Любовь Жданова

Я родилась в 1949 году. Помню даже похороны Сталина... Это был какой-то черный день. Была маленькой, жила не в Москве, но помню.

Начинала работу в туризме в 1994 году, в 45 лет, с нуля! Кризис был в стране, я НИЧЕГО про туризм не знала, ничего не умела. Туристы были совсем другие – доверчивые, тоже ничего не знали…

За лето одна отправила отдыхать 30 человек – Турция, Эмираты. Все были счастливы. На рабочем столе – только телефон и факс. Вся переписка и подтверждения по факсу. Позже – копм 286-й! Кто помнит? Билеты, правда, были на бланках – настоящие.

Опыт пришел со временем, Главное в туризме – опыт и ЛЮБОВЬ к каждому, ОПТИМИЗМ и желание работать!!! Тяжелый труд... Я переживаю и радуюсь за каждого туриста: задержка рейса, потеря багажа, опоздание на рейс, перенос рейса – менеджер должен знать все... И встретить каждого, как самого близкого человека, рассказать все, что знаешь сама, спросить его пожелания.

Одним словом, если вы молоды, полны сил и желания работать, то у многих из вас получится! Удачи!

Валентина Степановна Бочкарева,
директор турагентства «Валентина», г. Омск

Валентина Бочкарёва
Валентина Бочкарёва

В туризм я пришла в 1992 году из-за нестабильности: муж работал на секретном заводе, я – в столовой на фабрике, и в один миг жизнь на наших предприятиях остановились. Надо было кормить и одевать троих детей, поэтому пришлось брать в руки баулы и ехать в шоп-тур в Польшу. 1 августа 1992 года я впервые пересекла границу нашей необъятной Родины – двадцать лет назад!..

Потом возить шоп-группы в качестве руководителя. Много пришлось перенести невзгод и неприятностей. Шопников на границе с Польшей унижали, особенно если ехали через Украину Львов – там любили устраивать личный досмотр. Два раза с группой горели в поезде (слава Богу, все обошлось) и я давала телеграммы: «задержать самолет на Омск из-за пожара поезда, группа 30 чел.», и задерживали – большое спасибо аэропорту «Домодедово».

В 1994 году мы с мужем посоветовались и решили открыть турфирму. Опыта было достаточно. Сначала работали с польской турфирмой «Биакомекс», а с 1996 года началась полномасштабная туристическая деятельность в прямом смысле этого слова, и продолжается по сей день!

Немного менеджеров за столь длительный период прошло через нашу фирму, текучести как таковой у нас нет. А те, кто и уволился, работают в туризме, занимают должности директоров, высококвалифицированных менеджеров, и я этим горжусь. Для меня они партнеры. Студенты высших учебных заведений у нас проходят практику – именно практику, а не девочками-мальчами на побегушках.

Так прошли 20 лет. Я никогда не сомневалась, что сделала правильный выбор. Наша турфирма – семейная: в ней работает мой муж Владимир Александрович и уже 10 лет, после окончания финансово-экономического института, наша средняя дочь Наталья. Старшая и младшая дочери работают в других отраслях. Внуки – наша гордость: старший Владимир учится в Кадетском корпусе, средний Игорь занимается спортом, борьбой, а лапочка внучка Кристина очень хорошо рисует, целую галерею картин нам с дедом нарисовала в подарок. Так что жизнь прожита не зря, есть, кем и чем гордится! А это наверное самое главное в жизни: когда рядом дети, внуки и любимый муж.

Елена Яковлевна Баринова,
директор компании «Алвис+», г. Москва

Елена Баринова
Елена Баринова

По образованию я юрист, в туризме с 1991 года. Начинала с организации морских круизов по Средиземному морю, в 1993 году учредила собственную компанию «АЛВИС», с 1997 года по настоящее время ЗАО «АЛВИС+». Компания преодолела «лихие» 90-е, финансовые кризисы, все 19 лет расположена по одному адресу.

Как известно, волшебной формулы успеха ни в жизни, ни в бизнесе не существует. Однако достичь успеха можно, если придерживаться определенных принципов:
- надо заниматься любимым делом
- много и упорно работать самому
- постоянно самосовершенствоваться
- уметь делать выводы из неудач
- реально оценивать свои возможности в бизнесе, забыв об амбициях
- лояльно относиться к персоналу

И самое главное – любить людей, которые приходят в компанию в качестве сотрудников и, конечно, клиентов, поскольку клиент – самый важный человек в бизнесе. Туристы могут быть капризными, нетерпеливыми, излишне требовательными, но они должны быть в центре внимания сотрудников компании. Именно от профессионализма персонала во многом зависит результат работы компании.

К сожалению, сегодня количество туристских компаний постоянно увеличивается и отрасль испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, что отрицательно сказывается на качестве оказания туристских услуг. Кадровый костяк отрасли состоит из людей, пришедших в туризм в 90-годы, когда не было не только профильных учебных заведений, но и законодательства о туристской деятельности. Тем не менее, именно эти люди смогли сформировать рынок туристских услуг и до сих пор остаются незаменимыми работниками.

Понимая важность подготовки квалифицированных кадров для отрасли, в течение последних пяти лет передаю свой опыт студентам и магистрантам Института гостиничного бизнеса и туризма Российского Университета Дружбы Народов.

Кунц Софья Григорьевна,
директор ТА «Новосибирск»

Софья Кунц
Софья Кунц

Родилась я в 1950 г. на Урале. По первому образованию - технарь, но эта работа меня не пленила. Всегда любила путешествовать, слово ТУРИЗМ казалось мне просто волшебным, захотелось приобщиться к этому... Думалось, что в этой работе - много романтики!

В туризм пришла в ноябре 1983 года. Моя первая должность - инструктор отдела реализации и рекламы Новосибирского областного совета по туризму и экскурсиям. Взяли меня временно, заменить работницу, ушедшую в декретный отпуск. И вот уже прошло 29 лет почти, а я всё ещё здесь, в туризме!

Далее моя карьера складывалась следующим образом:
- старший инструктор отдела планирования, распределения путёвок и рекламы
- зав.отделом организации путешествий и экскурсий областного совета
- зав. отделом рекламы, реализации и выпуска путёвок ТЭПО "Новосибирсктурист"
- помощник генерального директора ТЭПО по внешнеэкономической деятельности
- заместитель генерального директора ТЭПО "Новосибирсктурист"

За это время я получила второе образование, поступила в Высшую школу профсоюзного движения им. Шверника на факультет экономики туризма, которую закончила в 1991 года. В то время она уже называлась по - другому - Институт профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Несколько лет избиралась секретарём партийной организации в областном совете по туризму.

В 1992 году пришлось уволиться из ТЭПО, т.к. в то время не было принято мужу и жене работать в одной организации. И я создала первую в городе свою, частную, коммерческую туристскую фирму.

С 1996. по 2001 год работала директором туристической фирмы СКАТТ (Сибирская Коммерческая Ассоциация Туризма и Торговли). В марте 2001г. создала вновь свою фирму - ООО Туристское агентство "Новосибирск", в которой и работаю по сегодняшний день.

За эти годы конечно же, пришлось поработать на общественных началах во многих организациях. Я была членом общественного совета по туризму при Губернаторе области, участвовала в НАТО (Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций), много лет являюсь членом правления РОСТ (Региональный Отраслевой Союз Туриндустрии Сибири. Отмечена благодарностями и грамотами Обладминистрации и губернатора. При таком длительном сроке работы в отрасли все это ни есть большая заслуга, это просто естественно. Обычная работа.

Что было самым трудным за эти годы? Вот как хотите, а труднее времени, чем сейчас, с этими скидочными войнами, множеством открывшихся непрофессиональных фирм - однодневок, совершенно БЕЗУМНЫМ демпингом... Я считаю - не было ещё.. .Даже в 1998 году было легче работать, во время дефолта.

Что нравится мне в моей работе? Не стану лукавить, мир за эти годы я, конечно же, посмотрела. Но больше всего меня греют моменты, когда люди, уже вернувшиеся из поездки, звонят нам и говорят, что великолепно отдохнули! Когда слышишь слова

благодарности и знаешь - это ТЫ приложил к этому свои руки и голову! Когда мне приходится выступать где - либо, перед какой – то аудиторией, я всегда говорю, что у меня САМАЯ ИНТЕРЕСНАЯ В МИРЕ РАБОТА! Что мне в жизни повезло ОЧЕНЬ с этим!

Читайте больше материалов об истории туризма и турбизнеса в России на нашем сайте