Найти тему
Туту

Лоукостеры: как летать дешевле всех

Оглавление

Однажды я слетала в Исландию за 6000 рублей туда-обратно, потом в Голландию за 5000,  а пару недель назад побывала в Краснодаре и заплатила за это 2300 рублей. Это не подарки феи-крестной: я просто покупаю первые попавшиеся билеты у авиакомпаний-лоукостеров. 

Лоукостеры — это авиакомпании c дешевыми билетами, которые летают на сравнительно небольшие расстояния. Название «лоукостер» произошло от английского low cost — «низкая цена». Чтобы снизить стоимость билетов, они экономят на всем подряд — на еде, на персонале, на аэропортах. Чтобы получать прибыль, они всё превращают в платные услуги — от печати посадочного талона до лишнего сантиметра в багаже.  

Как появились лоукостеры

Первый низкобюджетный рейс был выполнен в 1949 году: его организовывал американский перевозчик Pacific Southwest Airlines. Он говорил о себе как о «самой дружелюбной авиакомпании в мире». На носу их самолетов были нарисованы улыбки. 

Но по-настоящему история лоукостеров началась в 1970-х годах. Тогда американский экономист Альфред Кан добился принятия в Штатах Акта дерегуляции авиакомпаний. Государство перестало вмешиваться в политику перевозчиков, и последние смогли сами выбирать, какие услуги предоставлять пассажирам и какие за это брать деньги. Так появились лоукостеры: они быстро распространились по другим странам, и сейчас в мире существует больше ста дешевых авиакомпаний.

Первой компанией-лоукостером считается Southwest Airlines — американский перевозчик, который работает с 1971 года. Сегодня это самый крупный лоукостер в мире.

Фото: Jonathan Weiss / Shutterstock
Фото: Jonathan Weiss / Shutterstock

Почему так дешево

Если искать билеты среди лоукостеров, то вполне реально улететь из Берлина в Рим за 10 евро, а оттуда в Братиславу еще за 15. Это дешевле, чем на поезде и даже на автобусе. Такие цены возможны, потому что компании-лоукостеры экономят на всем подряд. 

Услуги

В лоукост-самолетах нет дорогих классов обслуживания, в стоимость билета не входит еда и даже пакетик для тошноты нужно просить отдельно (не всегда, но и такое бывает). 

Удобство пассажиров

Чем больше летит пассажиров, тем дешевле получается билет. Поэтому в лоукостерах сиденья укомплектованы плотно, коленки пассажиров почти всегда упираются в спинки передних кресел, а бизнес-класс не предусмотрен вообще.

В 2018 году российский лоукостер «Победа» подумывал укомплектовать свои самолеты стоячими местами по проекту итальянской компании Aviointerior. Говорят, что это решение позволит увеличить вместимость самолета на 20%, но пока что до дела не дошло.

Фото: CatwalkPhotos / Shutterstock
Фото: CatwalkPhotos / Shutterstock

Сбор аэропорта

Каждая авиакомпания закладывает в стоимость билетов аэропортовый сбор: это плата за то, что ее самолеты используют территорию и ресурсы аэропорта.

Чтобы сэкономить, лоукостеры выбирают не самые удобные аэропорты (Внуково вместо Шереметьево), ставят самолеты подальше от терминала, улетают побыстрее, используют меньше стоек регистрации, подгадывают время взлета и посадки (например, ночью прилетать дешевле, чем днем). 

Маршруты

Рейсы лоукостеров редко продолжаются дольше четырех часов. Более длинные маршруты требуют больших расходов на персонал, еду, подготовку борта и другие вещи. Улететь из Москвы в Таиланд на лоукостере нельзя, а вот летать на местных лоукостерах по Таиланду и соседним странам за 1000 рублей — вполне реально. 

Багаж и ручная кладь

Чем меньше багажа и ручной клади будет у пассажиров, тем меньше времени уйдет на посадку, тем меньше топлива потребует самолет, тем меньше персонала нужно привлекать.

Чтобы уменьшить количество вещей на борту, лоукостеры жестко ограничивают размеры ручной клади. Например, практически ни один лоукостер не пропустит на борт походный рюкзак со спальником и палаткой. Если ручная кладь превышает габариты, за нее придется доплатить или сдать в багаж (тоже за деньги). 

То же самое со спортивным инвентарем: если «Аэрофлот» возит сноуборды бесплатно, то «Победа» берет за это деньги. 

Фото: Chanunphat / Shutterstock
Фото: Chanunphat / Shutterstock

Самолеты

Чтобы сэкономить на ремонте и обслуживании, компании-лоукостеры закупают в парк новые самолеты одной и той же модели (поэтому у лоукостеров хорошие показатели безопасности перелетов). Когда у этих самолетов кончается гарантия, их продают другим компаниям, у которых есть деньги на поддержку б/у машин в рабочем состоянии.

Например, «Победа» эксплуатирует Boeing 737-800, которые поставляются новенькими прямо с заводов. Максимальная дальность перелета для этой модели — 5765 км. Средний возраст самолетов в парке — около двух лет. Для сравнения: у лоукостера Norwegian Air — 4 года, у Ryanair — 6 лет. У не-лоукостеров этот срок может легко переваливать за десятку.

Персонал

Лоукостеры нанимают меньше персонала, и зарплаты у сотрудников меньше, чем по рынку. Чтобы уменьшить количество людей в штате, компании сокращают количество стоек регистрации и иногда берут плату за регистрацию в аэропорту (чтобы мотивировать людей регистрироваться онлайн).

Стюардессы часто выполняют несколько задач: например, проверяют посадочные талоны во время посадки. 

Где подвох

Лоукостеры — как и обычные авиакомпании — работают ради прибыли, а вовсе не ради идеи «путешествия всем, каждому, и пусть никто не уйдет обиженным». Поэтому они всё превращают в платные услуги и берут деньги за любое нарушение правил. 

Чтобы не переплатить за билет, нужно внимательно читать правила перевозок — у каждой авиакомпании они разные. Вот за что могут брать деньги:

— за ручную кладь, которая хоть на сантиметр не проходит по установленным габаритам
— за багаж
— за выбор места в самолете
— за регистрацию в аэропорту или за печать посадочного талона
— за питание и другие услуги на борту
— за исправление ошибок в билете

Пару раз я попадалась с ручной кладью, один раз ошиблась в заполнении данных пассажира, один раз забыла напечатать посадочный талон, который получила после онлайн-регистрации. В каждом случае пришлось солидно доплатить. Это может быть очень обидно, особенно если перелет стоит тысячу рублей, а твоя ручная кладь вышла в полторы.

Фото: Bestravelvideo / Shutterstock
Фото: Bestravelvideo / Shutterstock

Знаменитые лоукостеры

По последним данным, в мире работают 128 лоукост-авиакомпаний — 42 в Европе (включая Россию), 48 в Азии, 30 в Северной и Южной Америке. Самый крупный лоукостер в мире — американский Southwest Airlines, у него больше всего бортов (746 боингов) и перевезенных пассажиров. В день самолеты авиакомпании совершают больше 4000 перелетов: это почти две сотни маршрутов в Штатах. В Европе самый большой лоукостер — ирландский Ryanair: он обслуживает Европу и Марокко, всего 1800 маршрутов в 37 странах.

В 2018 году британская консалтинговая компания Skytrax проанализировала отзывы пассажиров и составила международный рейтинг лоукостеров

1 — Air Asia из Малайзии 2 — Norwegian Air из Норвегии3 — EasyJet из Великобритании

Российские лоукостеры

В Россию лоукостеры добрались в 2006 году: первый низкобюджетный рейс Москва — Сочи организовала компания SkyExpress. Сейчас у нас есть три авиакомпании, которые можно назвать лоукостерами.

Победа

Это дочка «Аэрофлота» и единственная в России авиакомпания, которая позиционирует себя как лоукостер. Базируется во Внуково, летает по России, в страны Кавказа и в Европу.

Москва ⇄ Берлин за 7646 ₽Билеты на Победу в апреле
Москва ⇄ Берлин за 7646 ₽Билеты на Победу в апреле
Москва ⇄ Гюмри (Армения) за 7696 ₽Билеты на Победу в апреле
Москва ⇄ Гюмри (Армения) за 7696 ₽Билеты на Победу в апреле

Utair

В декабре 2018 года Utair объявила себя единственным в России гибридным лоукост-перевозчиком. Для этого компания ввела тариф «Минимум», который включает в себя ручную кладь весом до 5 килограмм. Utair летает по России и за рубеж. За 999 рублей можно взять дополнительную ручную кладь.

Москва ⇄ Сочи за 5795 ₽Билеты на Utair в апреле
Москва ⇄ Сочи за 5795 ₽Билеты на Utair в апреле
Москва ⇄ Краснодар за 4848 ₽Билеты на Utair в апреле
Москва ⇄ Краснодар за 4848 ₽Билеты на Utair в апреле

Азимут
Это авиакомпания, которая базируется в Ростове-на-Дону и выполняет рейсы на юг России. Она не позиционирует себя как лоукостер, но по всем признакам им является: низкие цены, одинаковые самолеты (Сухие Суперджеты), нет разделения по классам, есть билеты без багажа.

Москва → Псков за 1414 ₽Билет на Азимут в апреле
Москва → Псков за 1414 ₽Билет на Азимут в апреле
Фото: Kapustin Igor / Shutterstock
Фото: Kapustin Igor / Shutterstock

Как покупать билеты еще дешевле

1. Смотрите билеты из аэропортов поблизости. Рядом с Москвой и Петербургом есть несколько лоукостерных «домов» (или «хабов») — Хельсинки, Лаппеенранта, Вильнюс, Рига, Таллин. Из этих городов можно дешево улететь по всей Европе (и даже дальше) с помощью Ryanair, WizzAir и других лоукост-компаний.

2. Изучайте карту и сочетайте виды транспорта. Если вам нужно в Будапешт, а дешевые билеты есть до Братиславы, то между этими городами всего 200 километров (и поезд за 13 евро).

3. Посмотрите, какие лоукостеры летают в город вашей мечты. И следите за их акциями (можно подписаться на рассылку через сайт авиакомпании). 

4. Летайте в будни: это дешевле, чем на выходных. 

5. Попробуйте не выбирать удобные даты, а подождите, пока даты сами вас выберут. Сейчас март, а вы видите дешевые билеты на октябрь, — берите и не думайте. Потом разберетесь. 

Плюсы и минусы лоукостеров

Лоукостеры дешевые и безопасные. Они могут доставить вас за 2000 километров дешевле, чем поезд и даже автобус. Но у них есть минус — очень жесткие правила для багажа, ручной клади и регистрации на рейс. Правила нужно внимательно читать заранее, чтобы не переплатить лишнего. 

Если вы хотите 3–4 дня погулять по европейскому городу, нет смысла лететь туда обычной авиакомпанией, лучше поискать билеты у лоукостеров. Если вы хотите в поход на две недели, то с лоукостером ваш рюкзак будет лететь дороже, чем вы. Поэтому есть смысл купить билет у авиакомпании, которая включает багаж в стоимость билета. 

Понравилось? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал — интересные тексты про путешествия будут появляться чаще