Найти тему

ЖАКТы Таганрога

В исторической части Таганрога до сих пор встречается термин ЖАКТ («сдается квартира в жакте», «он живет в жакте» и т. д.).

Сегодня мы выясним, откуда появились ЖАКТы и что это такое, а так же затронем квартирный вопрос в 1920-х годов.

После Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года к власти пришли коммунисты.

Начались эксперименты и опыты по новому устройству быта.

Страна переживает тяжелые годы: промышленное отставание, неумелое управление; поражение в Русско-японской войне; поражение в Империалистической войне; Гражданская война на всей территории усугубляет ситуацию.

Первым делом, еще в 1917 году, принимается решение "о богатых квартирах". Богатой квартирой считается та, где число комнат равняется или превышает число живущих в ней людей. Такие квартиры уплотнялись, т. е. в них подселяли пролетариат:

Пролетарскому государству надо принудительно вселить крайне нуждающуюся семью в квартиру богатого человека. Наш отряд рабочей милиции состоит, допустим, из 15 человек: два матроса, два солдата, два сознательных рабочих (из которых пусть только один является членом нашей партии или сочувствующим ей), затем 1 интеллигент и 8 человек из трудящейся бедноты, непременно не менее 5 женщин, прислуги, чернорабочих и т. п. Отряд является в квартиру богатого, осматривает ее, находит 5 комнат на двоих мужчин и двух женщин. — „Вы потеснитесь, граждане, в двух комнатах на эту зиму, а две комнаты приготовьте для поселения в них двух семей из подвала.

В том же году Ленин отменяет частную собственность на землю:

Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля… отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.

Следом за ним вторит конституция 1918 года:

Частная собственность на землю отменяется, и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

Постепенно рамки ужесточаются. Формируется очередь на подселение, все сильнее идет уплотнение. Летом 1918 года отменяется частная собственность на дорогие постройки:

В городских поселениях с числом жителей свыше 10 тыс. человек отменяется право частной собственности на все строения, которые вместе с находящейся под ними землей имеют стоимость или доходность свыше предела, установленного органами местной власти

Принимаются нормы площади на человека. Их высчитывают из санитарных норм (по объему воздуха) и приравнивают к 9 квадратным метрам на одного человека.

К 1920-му году вся жилая площадь подлежит изъятию и распределению. Людям дается две недели на поиск сожителей, после этого людей подселят принудительно.

Таганрог в это время трясет и без того: расположенный на периферии город попадает под оккупацию Германии, а затем под власть Деникина. Только в январе 1920-го года город занимают советские войска.

В 1921 году заканчивается Гражданская война. Мировой пожар революции так и не вспыхивает, поэтому весной 1921 года принимается Новая Экономическая политика.

Это означает и Новую Жилищную Политику: в некотором смысле это возврат назад, к прошлому. Разрешается аренда, дается какая-никакая самостоятельность в эксплуатации помещений. Смягчается распределение жилья. В 1924 году, в год смерти Ленина, возникают, наконец, наши ЖАКТы:

Гражданам СССР для удовлетворения жилищной нужды предоставляется право добровольно объединяться в жилищные кооперативные товарищества трех видов: жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ), рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества (рабочие ЖСКТ), общегражданские жилищно-строительные кооперативные товарищества (общегражданские ЖСКТ).
Теперь правила по заселению, уплотнению и содержанию квартир устанавливает правление жилищного товарищества, а не государство.

В дальнейшем гайки лишь затягиваются сильнее. В 1925 году заселяют свободную площадь:

В случае обнаружения свободных квартир или свободных непроходных комнат, жилищные органы… предъявляют правлению жилтоварищества письменное требование о заселении свободной площади в течение двухнедельного срока… По истечении срока заселение свободной площади может быть произведено по усмотрению жилищных органов.

Появляется понятие прописки:

Каждое лицо, прибывшее на жительство в дом, находящийся в пределах городского поселения, хотя бы это жительство было временным, на срок более трех дней, обязан немедленно заявить о своем пребывании домовому управлению… дома, гостиницы или меблированных комнат.

В 1926 году запрещаются элементы новой жилищной политики (а к началу 30-х окончательно сворачивается НЭП):

Продажа и покупка квартир и комнат, т. е. взимание платы и дача таковой за предоставление жилой площади, помимо квартирной платы, в городских муниципализированных и национализированных владениях, за исключением владений, сданных на праве застройки, влечет за собой штраф не свыше пятикратного размера договоренной платы.

В 1929 году ситуация достигает апогея, из домов окончательно выселяют "нетрудовых элементов":

Все нетрудовые элементы, облагаемый доход которых превышает 3000 рублей в год, должны быть выселены из государственных домов к 1 октября 1929 года в административном порядке и без предоставления жилой площади. <…>
Каждый метр жилплощади, занимаемой сейчас нетрудовым элементом, нам дозарезу нужен. <…> Райсоветы должны в месячный срок произвести точный учет жилплощади, занимаемой нетрудовым элементом, с тем чтобы вся освобождающаяся площадь заселялась исключительно рабочими.

Таким образом, в первые десятилетия после революции проводилось уплотнение: рабочие из окраин переехали в центральные районы городов. «Квартирный вопрос» сместился с рабочих поселков (где еще до революции жили в коммунальных квартирах) в центр.

Усадьбы и особняки, раньше принадлежавшие элитам, заполнились простым людом. На примере Петербургской квартиры это выглядит так (источник тут):

План квартиры № 5 в доме 10 на Большой Садовой до революции.
План квартиры № 5 в доме 10 на Большой Садовой до революции.
План квартиры № 5 в доме 10 на Большой Садовой в 1950–60-х годах
План квартиры № 5 в доме 10 на Большой Садовой в 1950–60-х годах

Таганрог, конечно, не оказался исключением. Как и везде, были национализированы заводы и особняки. Широко проводилось уплотнение.

Город, как и страна в целом, шли по пути индустриализации, что подразумевает приток людей из деревень в города. Так, в 1914 году в Таганроге живет 68.400 человек. В 1923 году (после немецкой оккупации и гражданской войны) число остается прежним. Но уже в 1926 году население превышает 86 тысяч человек. А к 1931 году в городе живет уже более 120. 000 человек.

Для иллюстрации этого процесса, на самом деле, можно брать любой дореволюционный каменный дом в центре любого развитого города: в той или иной степени уплотнение задело их всех.

Бывший кабинет, разделенный на комнаты в советское время. Слева сохранилась оригинальная расцветка фриза, карниза и потолка. Фотография Пола Спэнглера. 1996 год © Музей Михаила Булгакова
Бывший кабинет, разделенный на комнаты в советское время. Слева сохранилась оригинальная расцветка фриза, карниза и потолка. Фотография Пола Спэнглера. 1996 год © Музей Михаила Булгакова

Возьмем для примера дом, известный как здание фотостудии (или дом Псалти. Его современный адрес Петровская 82.

Дом Псалти, Петровская 82. К слову, это объект культурного наследия регионального значения (приказ № 124 от 31.12.02 года).
Дом Псалти, Петровская 82. К слову, это объект культурного наследия регионального значения (приказ № 124 от 31.12.02 года).

Построенный в 1850-х годах, этот дом известен тем, что в нем какое-то время жил великий живописец Куинджи.

Вид сверху. Наши дни.
Вид сверху. Наши дни.

Мы можем пронаблюдать преемственность собственников этого дома:

В 1876 году здание перешло в собственность С. Исаковича. В начале века дом приобрел дантист Абрам Майоров, а с 1910-х годов владельцем стал дворянин В.В. Седов. Седов надстроил второй этаж, где и жил с женой и дочерью. Первый этаж сдавался (в здании было фотоателье, зубоврачебный кабинет и магазин шляп).

Таким образом, перед революцией дом принадлежал одному человеку (Седову Виктору Васильевичу) который сдавал часть помещений трем разным людям (братьям Нордштейн и Берману).

Мы не нашли информации о том, что стало с Седовым после революции. Скорее всего он или плохо кончил, или эмигрировал.

Хорошо бы обратиться в архив и узнать, как жил дом в советское время. Пока же обратимся к кадастровой карте и посмотрим на современную ситуацию:

Информация из кадастровой карты.
Информация из кадастровой карты.

Это двухэтажный дом, введенный в эксплуатацию в 1923 году (скорее всего это год окончательной передачи под многоквартирное жилье) расположен на участке в 1019 квадратных метров.

Современное состояние домовладения. Если приглядеться, видно четыре дымовые трубы — единого отопления нет.  Обратить внимание стоит и на две врезки электричества: отдельные квартиры независимы друг от друга и имеют разные линии электропередач.
Современное состояние домовладения. Если приглядеться, видно четыре дымовые трубы — единого отопления нет. Обратить внимание стоит и на две врезки электричества: отдельные квартиры независимы друг от друга и имеют разные линии электропередач.

Общая площадь дома объявлена как 421.87 кв.м. Т. е. часть построек (70кв.м.) на территории это сараи и туалеты:

Пристройки и сараи
Пристройки и сараи

Вообще путаницы в кадастре много, есть дублирующие и искаженные записи. Но главное видно: дом оказался разбит на множество коммунальных квартир, которые, в свою очередь, сейчас разбиты на комнаты в частной собственности.

Вход в 18 коммунальную квартиру.  Видно, что раньше это был широкий вход, возможно в складские помещения. Выдает коммунальную квартиру различия окон.
Вход в 18 коммунальную квартиру. Видно, что раньше это был широкий вход, возможно в складские помещения. Выдает коммунальную квартиру различия окон.

Советская власть рассматривала подобное уплотнение как временный вариант, часть переходного процесса к новому быту:

На время, пока мы при помощи инженеров не построим хороших квартир для всех, вам обязательно потесниться...

Но нет ничего более постоянного чем временное.

Сначала просто времена тяжелые были, затем к власти пришел тиран-Сталин с его паранойей и репрессиями. Потом Вторая Мировая Война, тяжелые годы восстановления. Затем застой и угасание развитого социализма.

Нет уже советской власти, а "уплотненные" дома в центре Таганрога продолжают жить.

И снова можно заметить дымовую трубу одной из коммуналок и заложенное(видимо ради удобства  планировки) окно.  Выдает уплотнение и трассировка желтых газовых труб.
И снова можно заметить дымовую трубу одной из коммуналок и заложенное(видимо ради удобства планировки) окно. Выдает уплотнение и трассировка желтых газовых труб.

По всему городу (да и по стране) можно встретить разномастные почтовые ящики на ветхой, осыпающейся стене.

Это наследие столетней давности:

-11

ЖАКТы как термин упразднены в 1937 году. Но особняки, переделанные под квартиры (коммуналки), живы до сих пор.

А в лексиконе Таганрожцев до сих пор живо странное слово времен НЭПа — ЖАКТ.