Казалось бы, что может быть проще. Застройщик пригласил на приемку квартиры, собственник пришел, осмотрел помещения, убедился, что всё в порядке – и подписал акт приема-передачи. А если в порядке далеко не всё? Известна масса случаев, когда в квартире полно недочетов, а застройщик почему-то вовсе не горит желанием их устранять. Горит он совсем другим желанием – поскорее получить подпись собственника на акте. Еще бы! Акт приема-передачи квартиры – итоговый документ, по которому считаются исполненными все обязательства по ДДУ (согласно 214-ФЗ).
Готовитесь принимать квартиру, хотите, чтобы всё прошло «на ура» и ваши интересы были соблюдены? Тогда эта инструкция – для вас. Подписывайтесь на Новострой-СПб, чтобы получать еще больше полезностей, и – поехали!
Как происходит приемка: публикуется график передачи квартир в новостройке, сотрудники компании звонят дольщикам и приглашают их на осмотр. На месте проведения осмотра подписывается/не подписывается акт приема-передачи квартиры.
Читайте также: На приемке квартир делают бизнес
К сожалению, далеко не всегда ожидания покупателя соответствуют тому, что он получает на выходе. В ДДУ может быть прописано одно, а по факту обнаружиться совсем другое.
Выход один: тщательно осматривать всю жилплощадь и с дотошностью фиксировать все недочеты в специальной дефектовой ведомости (акт осмотра).
1. В первую очередь, смотрите на серьезные строительные промахи. К ним можно отнести ситуацию, когда фактическая площадь принимаемой квартиры неожиданно оказывается меньше оплаченной и прописанной в ДДУ (бывает и наоборот, но это уже другая история), или же вместо металлической входной двери отчего-то красуется деревянная, да еще и криво-косо установленная. Или стеклопакеты, створки которых не открываются вовсе или открываются не во всех положениях, да и еще при закрытых окнах «как на кладбИще ветер свищет»… В общем, суть вы поняли. Такую квартиру ни в коем случае принимать нельзя! Настаивайте на том, чтобы все недостатки были устранены или, как минимум, компенсированы.
Важно: после составления акта о недоделках застройщик должен устранить их в течение 45 суток.
2. Если вы брали квартиру без отделки, то особое внимание обратите на то, как сделана стяжка, особенно в санузле и ванной комнате. Поверхность должна быть ровной, без трещин и каких бы то ни было впадин/выпуклостей. Хорошо бы, если бы и стены тоже оказались ровными.
3. Где еще искать недочеты? Проверьте вентиляцию, изучите стояки – они не должны подтекать. Все системы водоснабжения и водоотведения должны работать исправно. Посмотрите, утеплены ли швы (если дом панельный). Как подведены батареи? Ровно ли установлен радиатор? Не расшатаны ли крепления на окнах и межкомнатных дверях? Есть ли электричество, работают ли счетчики?
4. Если же у вас квартира с отделкой, то убедитесь в том, что обои нигде не отходят от стен, а на сантехнике и керамической плитке нет сколов или трещин. В общем, осматривайте буквально каждый сантиметр и не стесняйтесь фиксировать проблемные места. Поверьте, никто не постесняется потом назвать все эти недочеты вашими проблемами, если вы подпишете акт приема-передачи так, как будто все в порядке. А кто оплачивает решение «ваших проблем»? Правильно, вы сами, из своего кармана.
Итак, вы провели осмотр квартиры и остались более-менее довольны. Тогда со спокойной душой подписывайте акт технического осмотра, акт приема-передачи и владейте квартирой. Поздравляем!
А если недостатков столько, что вам хочется рвать и метать от злости, и квартиру в том виде, в котором вам ее пытаются «всучить», вы принять точно не готовы?
Есть три варианта действий:
А. Составить дефектовую ведомость, подписать ее и договориться с застройщиком об устранении недостатков.
Не факт, что ее подпишут. И далеко не факт, что даже если компания признает свою неправоту, вас устроит переделка «косяков».
Если же нашла коса на камень, и застройщик категорически отказывается исправлять недостатки, нужно пригласить независимого технического эксперта, составить заключение о несоответствии жилища нормам, и дальше идти в суд. Однако до суда дело обычно не доходит, обе стороны предпочитают разойтись полюбовно.
Б. Подписать дефектовую ведомость, устранить недочеты самому, получив компенсацию от застройщика.
Этот вариант встречается гораздо реже, но если все-таки вы достигли подобных договоренностей, то обязательно собирайте все чеки, на основании которых вам потом будут выплачивать компенсацию.
В. Принять квартиру как есть, но требовать снизить на нее цену.
Крайне редко бывают ситуации, когда выявленные недостатки – фатальны и неустранимы. Тогда с застройщиком расторгается договор и покупателю возмещается стоимость квартиры.
Как правило, застройщик не меньше вас заинтересован в том, чтобы сдать жилье, подписать все бумаги и распрощаться с вами на позитивной ноте. Поэтому, если проблемы действительно серьезные, но даже с ними вы готовы квартиру принять, вам пойдут на уступки и предоставят скидку.
В каких случаях поведение собственника может быть расценено как уклонение от приемки, читайте здесь. И напомним, если вы не уверены, что сможете должным образом оценить состояние квартиры, лучше воспользоваться услугами специалистов. Что делать, если застройщик не пускает технического специалиста на приемку, мы недавно писали: Прорвемся с боем: как принять квартиру со специалистом, если застройщик против.
Итак, вооружайтесь знаниями и инструментами для проверки качества строительства (пригодятся рулетки, уровни, не забывайте про лист бумаги, который нужно будет приложить к вентиляционному ходу), и вперед! Желаем вам, чтобы приемка прошла гладко и позитивно. Подписывайтесь на канал Новострой-СПб, чтобы понимать первичный рынок и получать самые важные новости о новостройках региона. Остаемся на связи)
Читайте также: Как вернуть свои кровные 13%: имущественный налоговый вычет