Найти в Дзене
Let'sFly

Маршрутные полёты на параплане класса EN A

Hugh Miller

Полёты на хорошем параплане начального уровня освободят ваш мозг от "укрощения" крыла, позволив сосредоточиться на принятии решений по полёту. Фото: Nova Gliders.
Полёты на хорошем параплане начального уровня освободят ваш мозг от "укрощения" крыла, позволив сосредоточиться на принятии решений по полёту. Фото: Nova Gliders.

Ваше первое крыло - это самое важное что есть у вас. Это фундамент вашей пилотской карьеры. Вам должно быть максимально комфортно и безопасно летать на нём, когда вы неспешно начнёте знакомиться с этим удивительным, турбулентным, постоянно меняющимся миром неба.

С современным парапланом, сертифицированным по классу EN A, у вас будет идеальное крыло, чтобы сделать это. Парапланы класса EN A набирают высоту также, если даже не лучше, чем крылья других классов, и, я уверен, дают лучшее ощущение “настоящего” роста и развития для начинающих пилотов, чем любые другие. Проще говоря, они сами заботятся о себе, а вам дают возможность сосредоточиться на своём обучении летать действительно хорошо. К тому же они невероятно забавные. Недавно я летал маршруты на крыльях EN A, EN C и соревновательном крыле: крыло EN A безусловно было самым приятным крылом, рассеивающим все мои сомнения о его тупом управлении. Это действительно была чистая радость.

Кто-то скажет, что ты не должен менять своё первое крыло до тех пор, пока твои старты и выпаривание в потоках до базы не станут совершенными, пока не отправишься на свой первый маршрут и, наконец, пока не рискнешь своей жизнью на SIV курсе.

Вот в чём тут дело: на начинающего пилота в воздухе обрушивается феноменальная нагрузка. Вы много думаете о том, как лететь безопасно. На протяжении своих первых 200 часов налёта вы будете сосредоточены на том, чтобы по возможности максимально перенести данную нагрузку на подсознательный уровень и уровень рефлексов. Такие базовые навыки, как работа с крылом на земле, управление парапланом, обработка потоков и эффективный и безопасный полёт на акселераторе, - станут вашим вторым я, вашей второй натурой. Это позволит вам освободить некоторый объем умственного пространства для принятия решений, планирования переходов и маршрута и т.п. - только после этого вы будете готовы летать на более продвинутых крыльях.

На самом деле большинство пилотов “спрыгивают” со своих первых крыльев слишком быстро, купившись на пустое обещание “лучшей эффективности”. Хотя на самом деле эти пилоты развивались бы гораздо быстрее и стали бы летать более естественно, если бы летая они сначала достигли пределов и возможностей своего первого крыла.

Вот несколько пунктов почему действительно полезно летать на крыльях с меньшей эффективностью.

1. Научитесь хорошо выпаривать

Крыло малого удлинения позволяет закручивать более узкую парящую спираль в ядре восходящего потока по сравнению с крыльями большего размаха. Вы можете провернуть его буквально на шестипенсовой монете (конечно это лишь фигура речи - никаких подобных разворотов, ОК?), обкручивая поток уже ваших соседей по потоку на более длинных крыльях. Именно поэтому парапланы в потоке могут набирать высоту быстрее планеров, не смотря на их значительно большую скорость снижения. Мы летаем в самом мощной центральной части восходящего потока, в то время как планера вынуждены облетать нас лишь в слабом подъёме. Этот же принцип применим и к крыльям EN A. Хороший пилот должен уметь обогнать в наборе высоты крыло соревновательного уровня.

2. Учитесь низко летать, экономя высоту

С крылом малого удлинения проще экономить высоту, когда вы летите невысоко. Поскольку они не слишком “пляшут” в полёте, вы можете полностью сосредоточиться на том, чтобы чувствовать термик. Между вами и воздухом меньше “крыла”. Вместо того, чтобы заниматься отлавливанием и подруливанием “длинного” крыла, вы свободно и непринуждённо чувствуете куда тянет ваше крыло и следуете за ним. Крылья EN A помогут найти поток гораздо проще. Они триммированы и поэтому действительно устойчивы к клевкам, вас не будет трясти, когда вы окажетесь в турбулентности, таким образом вы действительно будете устойчиво набирать высоту в парящей спирали. Вы должны научиться летать на низкой высоте, экономя её, - это необходимый навык, поскольку с большой вероятностью после каждого перехода вы можете оказаться на более низкой высоте по сравнению со своими товарищами.

3. Летайте хорошими курсами

Ваше аэродинамическое качество и скорость не будут так же хороши, как у крыльев более высоких классов EN B и EN C, поэтому вы должны научиться чувствовать в воздухе линии “поддержки”. Они существуют. Участник соревнований, пилот Nick Greece вот что сказал по этому поводу: “Следование подобным линиям требует чутья, подобного чёрной магии. Нельзя выразить словами то, что мы делаем, вынюхивая подобную линию.” Заинтригованы? Давайте практиковаться! Несколько советов: слушай свой вариометр и совершай переход между потоками с поднятыми руками. Чувствуйте клевантам малейшие подвижки воздуха и совершайте очень маленькие движения клевантами, чтобы прочувствовать свой курс в поддерживающем вас воздухе.

Инструктор и альпийский гид Kelly Farina годами летал, выбирая крылья малого удлинения против соревновательных крыльев, напоминая нам, что “правильно выбранный курс на обычном крыле всегда лучше плохого курса на высоко эффективном крыле”. Летайте по ветру как можно дальше, и уж точно не стоит гнаться за другими. Просто сосредоточьтесь на самом себе и выбирайте правильные курсы доя своего крыла. Есть вполне реальная возможность обогнать более “летучие” крылья, строя маршрут правильными поддерживающими отрезками. В этом и есть удовольствие!

4. Забирайтесь на самый верх

Вы не можете бесконечно лететь вперёд, поэтому высота всегда важнее расстояния. Фишка в том, чтобы научиться действительно обрабатывать каждый подъём до самого-самого верха. Это всё равно, что оставшиеся до базы несколько сотен футов стали вашим золотым временем. Хотя кажется, что уже пора свалить из потока, на своём крыле EN A вы можете впитать всё лучшее от потока, прежде чем улетите из него, набрав высоты практически очень близко к базе. Потратьте время на центрирование потока, это даст некоторый запас, чтобы продумать свой следующий шаг.

Крыло малого удлинения позволяет закручивать более узкую парящую спираль

5. Избегайте сливов

Оставайтесь максимально высоко и под кучевыми облаками, молочными обрывкаи в хорошем воздухе, оставайтесь с наветренной стороны облаков. У вас нет нескольких планов полёта B, C или D, которых вам необходимо выполнить, - поэтому летайте консервативно. Параплан в воздухе, который “держит” прекрасен, - он может пролететь мили. Но в “сливе” уже совсем другие правила игры. Я всегда забываю как медленно мы летим и как быстро облака, к которым направляешься, могут переродиться из желанных “грибов”-фаворитов, в тучный распадающийся ком. Действительно, на скорости 35 километров в час мы движемся не быстрее дорожного велосипеда. Поэтому тратить время в ужасном сливе - это действительно причиняет боль. Именно в этом преимущество эффективных крыльев - они быстрее пролетают области сливов с меньшей потерей высоты, в которых прочие крылья “сыпятся” вниз подобно кирпичам.

6. Продолжайте учиться

Продолжайте учиться, - сделайте это своей целью. Многие из нас начинают лениться, думая, что мастерство придёт, если просто летать. Это не так. Мы должны учиться на своих ошибках и ставить себе свои собственные цели. Это может быть “продержаться в воздухе два часа”, “набрать под самую базу” или “отработать полёт на половине акселератора”. Возьмите в привычку записывать свои некоторые мысли после каждого полёта и перечитывать их перед каждым следующим вылетом.

Решив, что вы готовы сменить своё крыло на крыло более высокого класса, остановитесь и спросите себя чего из вышеперечисленного вы еще не достигли? А затем снова спросите действительно ли вы готовы. Пролетели ли вы несколько маршрутов? Прошли SIV курс? Леталось ли вам в подветренной части потока, когда он хочет выплюнуть себя куда угодно, но не в ядро? Леталось ли вам на полном акселераторе под базой? В противном случае это лишь шаг назад, если сначала в совершенстве не освоите все эти навыки на крыле EN A.

Необходимо запомнить

  • Ваш параплан EN A очень подходит для маршрутных полётов - а насколько, уже решает пилот.
  • Хороший пилот на обычном крыле всегда пролетит лучше весьма посредственного пилота на хорошем крыле.
  • Если вы чувствуете себя комфортно с крылом - значит вы летите лучше, в этом нет никаких сомнений.
  • Игнорируйте желание улучшить крыло слишком быстро. Налетайте для начала на своём крыле 100 часов, пройдите SIV курс, начните летать на нём маршруты.

Перевод соответствующей главы книги "FIFTY WAYS TO FLY BETTER", автор Bruce Goldsmith and friends. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Материал выложен на некоммерческой основе и исключительно для ознакомления.