Найти в Дзене
Artfragment

Родом из морга: как Комар и Меламид придумали соц-арт

Оглавление

В Московском музее современного искусства открылась первая в России ретроспектива арт-дуэта Виталия Комара и Александра Меламида. Прежде чем отправляться на выставку, которая заняла целый этаж в музее на Петровке, предлагаем узнать чуть больше о художниках. Например, при чем тут морг, чему Комар и Меламид учили слонов и как торговали душами.  

— Первое, что стоит знать о Виталии Комаре и Александре Меламида, это то, что они познакомились в морге.

Это случилось в 1963 году. Оба тогда были студентами Строгановки, а в Институт физкультуры ездили, потому что там была «анатомичка». «Мы тогда с Аликом по случаю знакомства распили бутылку армянского коньяка на двоих, спрятавшись за ванной от профессора Иваницкого, того самого великого анатома, который написал учебник «Анатомия человека». И вот мы сидим за ванной, а Алик говорит: «Жаль, третьего нет». «Да вот же он плавает, в ванной», — отвечаю. Шутки там были страшные», — вспоминал Комар в одном из интервью.

Виталий Комар и Александр Меламид. Москва, 1970-е, Komar&Melamid Archive.
Виталий Комар и Александр Меламид. Москва, 1970-е, Komar&Melamid Archive.

— В 1965 году Комар и Меламид создали свою первую совместную работу.

А в 1967-м состоялась их дебютная выставка. Длилась она правда всего день и проходила в кафе «Синяя птица». На ней Комар и Меламид тогда еще представляли каждый свои работы, и стиль художников разнился. Красочные холсты Меламида мало походили на монохромные Комара. Вместе с другими участниками экспозиции будущие члены арт-дуэта пытались создать течение «ретроспективизм». Это была попытка вернуть абстракционизм в русло классики. «Мы хотели надуть объемом черный квадрат Малевича», — вспоминали художники.  

«Художник», 1972.
«Художник», 1972.

— «Черный квадрат» Комар и Меламид «не надули», зато вошли в историю как изобретатели соц-арта.

Причем придумали они его совершенно случайно. Комар и Меламид взялись за халтуру — оформить лагерь под Москвой к 50-летию пионерской организации. Работу начали зимой, согревались водкой и рисовали героев-пионеров. И вдруг стали размышлять, что было бы, если нашелся художник, который рисовал бы все это не ради денег, а «по любви».

«Дружба народов» (№107), 1974.
«Дружба народов» (№107), 1974.

Предположили, что он бы в стиле плаката изобразил и свою семью. И тогда Меламид написал своего отца, похожим на Ленина, а Комар — свою первую жену с сыном на руках. Так родилась серия работ «Соц-арт», увидев которую, московский искусствовед Вадим Паперный воскликнул: «Да это же советский поп-арт!».

«Рождение социалистического реализма», 1982-83. 
«Рождение социалистического реализма», 1982-83. 

— Комар-Меламид стал новым, коллективным автором двух художников.

Он был «жив» до 2003 года, пока дуэт не распался. Эта дата — конечная точка выставки в ММОМА. Масштабная экспозиция занимает 16 залов музея и разбита на две части: советскую и американскую. Произведения, созданные в СССР, разрушали монополию соцреализма. Подобно тому, как художники поп-арт реагировали на перепроизводство рекламы, Комар и Меламид откликались на «перепроизводство идеологии в СССР». Что же касается работ, задуманных и реализованных уже на Западе, в них арт-дуэт стремился дискредитировать модернизм. Так, в 90-е Комар и Меламид учили рисовать слонов. А потом продавали за приличные деньги картины, созданные животными. 

Ecollaboration with Elephant Rene, 1995.
Ecollaboration with Elephant Rene, 1995.

— Работы Комара и Меламида похожи на советский агитпроп.

С одной стороны, художники высмеивали действительность, играли с государственным стилем. С другой, они показывали, что сами, как и вся страна, родом «из Сталина». После распада СССР Комар и Меламид задумали проект «Монументальная пропаганда». Художники предлагали альтернативу разрушению памятников социалистической пропаганды — превратить их в «памятники уроков истории». В 1993 году на Красной площади Комар и Меламид провели перформанс «Что делать с мавзолеем Ленина». Во время этой акции они демонстрировали электронную строку, которую предлагали установить на Мавзолее. По замыслу авторов, она могла бы показывать актуальную информацию: последние новости, прогнозы погоды или объявления.

«Мавзолей», 1992.
«Мавзолей», 1992.

— Перформансы Комар и Меламид стали устраивать одними из первых в СССР.

Еще до эмиграции они изображали Ленина и Сталина и давали указания людям, не умеющим рисовать, делать большое социалистическое полотно. А после отъезда в Израиль художники построили на горе Сион «храм» — им стала алюминиевая пирамида с пятиконечной звездой на вершине. У ее подножия Комар совершил «огненное жертвоприношение» — сжег свой чемодан, с которым покидал родину. В США арт-дуэт и вовсе стал покупать и продавать души. Так, Энди Уорхол отдал художникам свою бесплатно. А 19 мая 1979 года она была куплена в Москве за несколько десятков рублей. Души Комар и Меламид продавали в птичьих клетках, а сертификатом удостоверяли их подлинность.  

Комар и Меламид. «Энди Уорхол продает свою душу Комару и Меламиду. 6 февраля 1979 года», фото: Ronald Feldman Gallery.
Комар и Меламид. «Энди Уорхол продает свою душу Комару и Меламиду. 6 февраля 1979 года», фото: Ronald Feldman Gallery.
-8

— Арт-дуэт Комара и Меламида распался в 2003 году, после ссоры художников.

С тех пор они не общаются, хотя оба живут в США. А вот совместные работы художников успешно продаются на ведущих аукционах. Так, в 2016 году «Двойной портрет» Комара и Меламида стал топ-лотом торгов Sotheby’s и был продан за £125 тыс.

«Двойной портрет», 1972.
«Двойной портрет», 1972.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.