Линия - самый базовый элемент любого рисунка. Это самое простое, что мы можем нарисовать любым материалом. будь то мел, карандаш или масляные краски. Однако линия далеко не так проста, как кажется, и таит в себе богатые выразительные средства.
Линия как средство передачи формы
Это самая очевидная функция линии. Если взять детские рисунки, то линия там всегда будет очерчивать форму предмета, отделяя его от окружающего пространства или разбивая общий силуэт предмета на более мелкие части.
Так дети рисуют людей, животных или домики. Однако, если мы оглянемся вокруг, разве мы увидим линии, которые очерчивали бы по краям здания или предметы? Конечно же, нет.
И если начать смотреть картины профессиональных художников, быстро станет ясно, что линия в первоначальном своем виде используется в очень узком сегменте графических работ.
Гораздо чаще на рисунке линия возникает в точках соприкосновения
- цвета
- и тона
Как это показано на картинке выше.
Два разноцветных пятна на границе друг с другом образуют четко различимую линию. Так же хорошо линия видна и там, где идет переход от насыщенного тона к слабо выраженному.
Линия как оптическая иллюзия
А вот еще более интересный пример.
Мы можем взять красный маркер и нарисовать непрерывную линию, обозначив ею некую форму, а можем создать иллюзию непрерывной линии всего лишь рядом коротких, нигде не соприкасающихся отрезков.
Круг не очерчен по контуру, но мы ясно видим, что это - круг.
Точно так же и полоска внизу. Она не просто явно читается глазом как непрерывная линия, но и, в отличие от плоского круга, выглядит объемной.
Линия как средство выражения эмоций
Теперь, когда мы знаем, что линия не обязательно должна быть непрерывной, чтобы очертить форму, пойдем еще дальше и посмотрим, как разные типы линий могут выразить разное настроение.
Здесь разными линиями нарисована одна и та же картинка.
Почувствуйте сами, насколько разное впечатление она производит слева и справа. Спокойные мягкие обводы, в которых стержень ручки плавно скользит по кругу, создавая чуть дымчатый образ, и резкие, четкие, устремленные вверх линии.
Ощущение движения вверх создается за счет сильного нажатия в начале линии и легкого завершения штриха. Утолщенная снизу, линия как будто летит вверх.
Оба эти подхода можно совместить, получив третий, отличный от предыдущих результат.
По сравнению с этим аккуратные контуры скучны и не выразительны. Они едва ли привлекут внимание зрителя, заставив его остановиться и внимательнее взглянуть на вашу работу.
Дайте волю воображению
Забудьте о "детском" понимании линии. Экспериментируйте. Меняйте силу нажатия, плавность линий, их направление. Рисуйте как непрерывной линией, так и отрезками, короткими или длинными. Можно рисовать даже точками - в конце концов, изображение на экране монитора состоит именно из точек, и целое направление в живописи посвящено такому рисунку.
Пробуйте привнести в рисунок больше динамики и эмоций, выбрав линию одним из мощных выразительных инструментов, и ваши работы сразу же начнут выгодно выделяться из числа прочих.