Найти в Дзене
Нейронный дизайн

Шкаф с короной по проекту Виктора Васнецова

Это малоизвестная работа знаменитого художника, которую вы не найдёте в книгах по истории русской мебели.

Стоит наш колоритный шкаф-поставец в Серпуховском историко-художественном музее. Стоит прикреплённый к стене, сам узкий и высотой в человеческий рост. Что меня удивило сразу, так это несоразмерно большой карниз с гладко вырезанными цветами и стеблями.

Шкаф-поставец по проекту В.М. Васнецова. Мастерская в Абрамцеве, 1890-е годы
Шкаф-поставец по проекту В.М. Васнецова. Мастерская в Абрамцеве, 1890-е годы

И правда, зачем было делать такой крупный нефункциональный вверх? Ответ на этот вопрос кроется в самом подходе к русскому стилю конца XIX — начала XX века. Тогда считалось, что любой предмет мебели функционален только наполовину. На другую половину он должен быть наполнен смыслом, идеей и нести людям доброе и вечное. Отсюда акцент на декоративности — ведь именно посредством образов передаются идеи и смыслы.

-3

Рассмотрите эту корону повнимательней. Стебли напряглись, цветы благоухают, листья блестят. Тут вам не просто бытовая мебель для хранения, тут целое путешествие в цветущий сад.

Не знаю как вам, а меня раньше раздражало название "поставец" — слишком архаично, кондовенько и банально. Пока не узнала, что это самая древняя форма шкафа, родившаяся из сундука, который кто-то смекалистый догадался взять и поставить на бок, дверкой к себе. Вот тогда я сразу зауважала поставец, учитывая, к тому же, его обширный опыт в качестве свечного шкафчика в монастырях Земли Русской. Спустя века его роль стала приземлённей и вместо свечей он стал хранить посуду, превратившись в посудный шкаф.

Второй экземпляр по тому же проекту
Второй экземпляр по тому же проекту

Что не умаляет, впрочем, его достоинств, потому что жизнь есть жизнь и надо же где-нибудь выставлять и тарелки с чашками. Полки васнецовского поставца обрамлены по краям колонками с шишками, а по горизонтали — орнаментом с круглыми медальонами и листиками в профиль.

-5

Я всё вертелась вокруг шкафа, разглядывая детали резьбы, чем, наверное, сильно беспокоила внимательную смотрительницу.

-6

Резьба вблизи мягкая, аккуратная, ласковая, прямо масло, а не дерево. Эх, жалко, нельзя трогать экспонаты в музеях. Рука сама так и тянется.

-7

Шкафов по проекту Виктора Васнецова там два — один напротив другого, у противоположных стен. Кроме того, в Серпуховском историко-художественном музее есть целый зал в русском стиле — с уникальными вещицами, которых не отыскать и в Москве с Питером. Имейте в виду.

Текст и фото: Дарья Филиппова (Interior Writer)