“Отличное владение компьютером”, “пользователь ПК”, “опытный пользователь ПК”… Встречал такие требования в вакансиях? Давай расшифровывать то, что подразумевают эти термины. В этой статье мы описываем самые необходимые программы для маркетолога.
Мне было 3 года, когда у меня появился первый ПК на базе 386 процессора Intel. Помню эти часы, дни и недели за игрой в Prince of Persia, когда непонятный чувак в белом костюме прыгает на 20 метров через через высовывающиеся шипы из пола. Я должен был кушать кашу и слушаться родителей, чтобы попользоваться компьютером. Попользоваться. То есть я был пользователем!
Действительно, о чем сейчас думают работодатели, указывая такие требования? Что я растение, и могу в тридцать лет не уметь включить компьютер, запустить игру и начать “пользоваться” компьютером?
Эта загадка для меня осталась неразрешимой. Поэтому я решил составить свой список программ, которые точно тебе понадобятся в работе, а также те, владеть которыми желательно.
Обязательные программы для маркетолога
Электронные таблицы. Microsoft Excel
Направление: электронные таблицы.
Для чего понадобится: накопление, хранение и анализ данных.
Аналог: Google Sheets — сетевая версия Экселя от Гугл. Менее функциональная, но крайне хороша, Numbers — аналог от Apple.
Как изучать: самому будет сложно. На помощь придет книга Джона Уокенбаха «Библия пользователя Excel». Очень мощное пособие, хоть и громоздкое. Обязательно вместе с чтение пробовать все функции на практике. Вторая часть книги по желанию, но первая — must read.
Описание: табличные редакторы — основные программы для маркетолога. Имеет фантастическую функциональность, по форме заменяет практически любое ПО в разумных пределах. План на день, продажи, заказы или любая другая структурированная информация — Эксель будет эффективен.
Учи все операции. Люди, владеющие функционалом Экселя больше 5% в нашей стране — дикая редкость. Я знаю ее на процентов 15% — поверь, я всегда был чуть ли не Билом Гейтсом среди коллег.
Текстовый редактор. Microsoft Word
Направление: текстовый редактор.
Для чего понадобится: создание текстовых документов (регламентов, инструкций, документов).
Аналог: Google Docs — сетевая версия Ворда от Гугл. Менее функциональная, но крайне хороша. Pages — аналог от Apple .
Как изучать: в принципе, интуитивно. Все довольно понятно и обыденно. Наверное, школьные занятия по информатике помогли.
Описание: если ты закончил универ — ты точно знаком с этой программой. Все курсовые, рефераты, дипломные работы ты делал именно в ней. Ты будешь встречаться с ней довольно часто, поэтому советую прокачать этот скил. В ней действительно много полезнх фишек, облегчат жизнь.
Еще подучи делопроизводство — искусство оформлять официальные документы. В частных компаниях бесполезное занятие, но в госах ты будешь королем.
Почтовый клиент. Micrososft Outlook
Направление: почтовый клиент, органайзер.
Для чего понадобится: работа с электронной почтой, планирование мероприятий.
Аналог: The Bat, Gmail.
Как изучать: Интуитивно. Ну, если хочешь быть профи и все успевать, то почитай книгу Глеба Архангельского «Формула времени». Он рассказывает о том, как все успевать с помощью Outlook 2013 (да, книга немолода).
Описание: почтовый клиент. Соединяет тебя с миром электронной поты — основным инструментом бизнес-коммуникаций. Содержит в себе ряд других полезных штук. Наиболее распространен в средних и крупных компаниях. Программа интуитивно понятная, но некоторые фишки есть. Учи, пригодятся.
Редактор растровой графики. Adobe Photoshop
Направление: графический редактор растровых изображений.
Для чего понадобится: создание рекламных и прочих растровых макетов.
Как изучать: видеоуроки. Наверное, без YouTube тут не обойтись. Бесплатных курсов много, поищи. Базовым навыкам без проблем научишься.
Аналог: Corel Photo Paint
Описание: самый популярный графический редактор. В любом случае понадобится. рано или поздно. Придется участвовать в разработке (или редактировании) макета самостоятельно, поэтому навыки работы в PS тебе жизненно необходимы.
Редактор векторной графики. Corel Draw
Направление: Графический редактор векторных изображений.
Для чего понадобится: создание векторных макетов.
Как изучать: видеоуроки. так же, как с PS. Я учил его интуитивно (довольно давно, когда еще не было YT). Прости Господи, еще 7 версию программы (сейчас 19). Этот вариант обучения тоже приемлем.
Аналог: Adobe Illustrator. Или основной? Они сильно конкурируют с CD. Мир делится на две части. Иллюстратор в мире будет даже популярнее. В Беларуси больше кореловских староверов (я отношусь к их числу).
Описание: самый популярный графический редактор в бизнес-среде Беларуси. Редактирует и создает векторные макеты. Понадобится для создания или правки векторных макетов. Функционал проще фотошопа, поэтому много времени на его изучение у тебя не уйдет. Старайся изучить максимально быстро — невероятно полезная вещь.
Система управления базами данных. 1С
Направление: система управления базами данных.
Для чего понадобится: накопление, хранение и выгрузка больших массивов данных
Как изучать: с помощниками. Самому сложновато. Руководства или видеоуроков нет на эту тему, т.к. продукт пишется под конкретную компанию.
Аналог: Microsoft Acces, Галактика
Описание: система учета документов. Много описывать не буду, ввиду большого количества конфигураций, отмечу что большинство данных, которые тебе нужны для анализа, находятся здесь. Ты должен, как минимум, уметь выгрузить необходимые тебе отчеты. А дальше наступает Excel-time. Ты же уже знаешь его?)
Желательные программы для маркетолога
Создание презентации. Microsoft Power Point
Направление: ПО для создания презентаций.
Для чего может понадобиться: создание презентаций.
Аналог: Google Презентации — сетевая версия Поверпоинта от гугл. , Keynote — аналог от Apple.
Как учиться: интуитивно. Ну, или по книге Алексея Каптерова «Мастерство презентаций».
Описание: Лидер на рынке мультимедийных презентаций. очень простая в освоении программа. Дополнительных интеллектуальных знаний программа не требует. Очень практична и распространена.
Управление проектами. Microsoft Project
Направление: система управления проектами.
Для чего может понадобиться: планирование проектов.
Как изучать: интуитивно.
Аналог: Microsoft Excel
Описание: узкопрофильная программа для маркетологов и не только. Она полезна руководителям отдела и менеджерам проекта. Хороший инструмент для планирования и контроля исполнения. Помогает разбивать слона на бифштексы и поедать их последовательно. Имеет довольно понятный интерфейс, прост и удобен в использовании.
Создание блок-схем. Microsoft Visio
Направление: система построения блок-схем.
Для чего может понадобиться: построение “умных” блок-схем.
Аналог: Samart Art (в продуктах MS Office)
Как изучать: интуитивно.
Описание: узкоспециализированное ПО. Помогает рисовать интеллектуальные алгоритмы и блок-схемы. Мне оно нравится за счет простоты и удобства.
Видеоредактор. Adobe After Effects
Направление: система создания компьютерной анимации.
Для чего может понадобиться: создание рекламных и прочих 2D роликов
Аналог: Adobe Flash, Sony Vegas.
Как изучать: книги, видеоуроки, семинары, курсы и все, все, все. Сложный продукт, поэтому здесь все способы хороши.
Описание: поможет тебе создавать анимационные ролики и интерактивные фильмы. Очень сложное ПО в освоении, имеет высокий порог вхождения. Но он очень крутой. В век видеоконтента просто необходимая программа.
Аналитическая платформа. QlickView, QLikSens
Направление: аналитическая платформа.
Для чего может понадобиться: анализ больших массивов данных, “умная” визуализация данных.
Аналог: сводные таблицы Excel.
Описание: мощнейшая аналитическая платформа. Программа для анализа данных разного объема, разных источников и разных связей. Имеет крайне широкий функционал. соответствует всем требованиям качественной BI-аналитики. Имеет высокий порог вхождения специалиста (требует знания основ языка программирования Visual Basic). Но, настроив один раз отчет, будешь кайфовать. Проверено!
Трехмерный редактор графики / анимации. 3DS Max
Направление: графический трехмерный редактор.
Для чего может понадобиться: создание трехмерных моделей, интерьеров и планировок.
Аналог: Autocad, Pro100.
Описание: трехмерные редакторы — не самые полезные программы для маркетолога. Дизайн интерьера и планировка в крайне доступной форме есть в Про100. Здесь же полноценное ПО для рисования трехмерных форм и их анимации. Я, к моему стыду, не знаю этого приложения, хотя несколько раз садился за самостоятельное обучение.
В ПРО100 же вообще все понятно. Тут нужно только знание элементарной арифметики и пространственное мышление. В остальном — программа осваивается за 2 дня. И на выходе дает средненькие проекты.
Форма обратной связи. Google Формы
Направление: создание форм для анкетирования.
Для чего может понадобиться: проведение массового анкетирования.
Аналог: Яндекс.Формы.
Описание: программа (или, точнее, сервис) создания форм для сбора данных. Эффективна для проведения опросов. Может быть как персональная, так и анонимная. Имеет ряд простых функций, интуитивно понятен, сложностей при работе не создает. Все собранные данные можно анализировать в Google Shees (или Excel). Единственный в своем роде.
Полезные знания
Несколько полезных навыков, которые помогут тебе эффективнее освоить программы для маркетолога:
- Навыки программирования. Понимание логики программирования поможет тебе думать шире, системнее подходить к решению задач. Синтаксис платформы всегда можно подучить.
- HTML. Важно понимать основы тегов HTML (язык разметки сайтов) для публикации в интернете. Помогает быстро найти ошибку при визуальной верстке текста в редакторе.
- Математика. Правильно считать маркетологу необходимо. Важно знать, что нужно считать и как считать. Математика нам в этом помогает.
- Статистика. Статистика для маркетолога не менее важна, чем математика. Позволяет увидеть тренды, законы, правила и вовремя принять меры.
- Грамотность. Писать без ошибок сейчас редкость. Будь тем, кто это делает, и у тебя будет больше шансов на успех!
- Делопроизводство. Скорее, бонусный навык, чем важный. Помогает оформлять документы в соответствии с государственными требованиями.
И обложка для заключения: