Найти в Дзене
Екатерина Узакова

Как в седьмом классе защитить проект

Если меня спросят: какое самое яркое впечатление за последние пять дней вы испытали? Я отвечу: подготовка и защита проектов семиклассниками!

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предполагает, что в седьмом классе ученики должны выполнить и защитить индивидуальный проект. Государство разработало длинные и подробные инструкции, в которых расписаны цели и задачи, подробно указано, какие универсальные учебные действия будут сформированы в процессе работы над этим проектом. У каждого ученика, есть учитель-наставник, он же руководитель проекта. Впервые защита индивидуальных проектов прошла в 2017-2018 учебном году. В школе была накалённая обстановка, так как это было впервые и многие не до конца понимали, что и как надо делать. Как дети, так и взрослые.

В 2018-2019 учебном году честь быть руководителем проекта досталась и мне. Мне достались две семиклассницы, девочки выбрали тему и тип проекта и началась работа. Согласно инструкциям вся работа должна была состоять из четырёх этапов:

1. Организационный этап работы.

- определение темы проекта, поиск и анализ проблемы

- постановка цели проекта.

2. Выполнение проекта.

- сбор, изучение и анализ имеющейся информации

- построение алгоритма деятельности

- выполнение плана работы над индивидуальным учебным проектом

- внесение (по необходимости) изменений в проект.

3. Защита проекта.

- подготовка презентационных материалов

- презентация проекта

- изучение возможностей использования результатов проекта.

4. Оценивание проекта.

- анализ результатов выполнения проекта

- оценка качества выполнение проекта

А дальше, как любят писать в мемах: «ожидание-реальность».

1. Месяц до защиты проекта: первая встреча меня, как наставника, и девочки, которая должна была написать работу (сразу уточню, что я не являюсь её учителем). Тема проекта: «Петербург – музей под открытым небом». Посмотрели друг на друга, договорились о следующей встрече, к которой она должна была определиться с памятниками, описываемыми в работе. Время пошло…

2. Две недели до защиты проекта. Моей подопечной нет. Выхожу на классного руководителя, прошу подключить родителей, чтобы они напомнили, что до меня надо дойти и начать работать уже. Два звонка родителям результата не дали. Время шло…

3. Два дня до защиты проекта. В субботу связалась с моей подопечной в социальной сети. Прошу выслать работу, чтобы я могла внести коррективы, посоветовать что-либо. В ответ получаю сообщение: «Здравствуйте, я сейчас не дома. Не могу ничего прислать...Только если завтра утром». Время идёт, я жду утра воскресенья…

4. Один день до защиты проекта. Настало утро воскресенья.

- Доброе утро! Вот презентация по моей теме и сама работа.

Ура! Лёд тронулся!

Но читаю и плачу. Нет ни цели, ни задач, ни продукта проекта. Текст скопирован из Википедии. Я не теряю надежды, за день можно всё подправить, всё-таки век компьютерных технологий, и благодаря им можно и удалённо взаимодействовать. Однако в ответ получаю:

- Обещанный фильм я вечером сделаю. Саму работу тоже вечером напишу. Всё вечером, сейчас не могу, я очень занята.

Парам-пара-пам! Пу! В ушах зазвенел финал Ералаша.

Затем последовала пара часов внутренних терзаний и соблазн сделать работу за ребёнка, выслать и попросить выучить. Но решила этого всё-таки не делать. Самостоятельность, так самостоятельность. Конечно, можно обвинить меня в бестолковой организации процесса, но я на самом деле не знаю, как поймать ребёнка, который от тебя убегает, а ФГОСы предполагают, что выполнение проекта – это очень захватывающая и увлекательная самостоятельная работа ученика. В данном случае, меня не покидала мысль, что я, как волк, гоняюсь за зайцем. Справедливости ради, надо сказать, что работа над проектом со второй моей подопечной прошла в совершенно ином формате. Ребёнок, действительно заинтересованно и ответственно выполнял работу, сама меня находила, сама показывала свои наработки, я корректировала, дополняла, предлагала. Это была совместная работа наставника и ученика.

Вот такой мой первый опыт защиты проектов. Безумно волнительно и поучительно. Такая история.

А был ли у вас подобный опыт?

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.