Найти тему
Исторические сражения

Отражение эпохи: рыцарь, поэт и завсегдатай ада

Очень редко случается так, что реальный человек при жизни более-менее соответствует собственной посмертной легенде. Это почти правило: людям удобнее верить во что-то, если символ веры не имеет углов. Поэтому коллективное сознание часто домысливает, досочиняет, совершенно искажая исходный образ. Но интереснее всего выходит, когда герой легенды еще при жизни сам сочиняет миф, в котором он главное действующее лицо. Причем не надо даже жить по каким-то особым правилам. Достаточно громко и убедительно заявить об этом.

На рубеже XII – XIII веков в Провансе жил некий Бертран де Борн – человек рода знатного (хотя и не из элиты), ныне считающийся величайшим трубадуром своего времени – то есть поэтом, писавшем на родном языке, а не на латыни, как тогда было принято в среде литераторов. Этот автор не просто сочинял стихи. Он, являясь активно и регулярно практикующим рыцарем, частенько ставил свой поэтический дар на службу воинским задачам. По сути, он первый, кто "приравнял перо к штыку". Что не мешало ему использовать красноречие и на иные цели (чаще куртуазного свойства). В результате уже при жизни сложился некий эталон благородного рыцаря: чтобы и к врагам с уважением, и к дамам с почтением, на поле брани первый и на лютне может. Ну а лучших наград в такой жизни всего две: радость битвы (как замена в редких случаях возможна охота) и благосклонность дамы. Ну и служение своему сеньору. А остальное тлен и чепуха, не стоящая внимания. Так что воин без драки – не воин.

Их мир – не для меня,
С войной в союзе я,
Ей верю потому,
А больше - ничему.

Словом, "гром победы, раздавайся".

В сплетении зеленых ветвей;
Люблю я палаток белеющий ряд,
Там копья и шлемы на солнце горят,
Разносится ржанье коней,
Сердца крестоносцев под тяжестью лат
Без устали бьются и боем горят.

Данте, родившийся спустя полстолетия после смерти Бертрана де Борна, изучал биографию рыцаря по какому-то не дошедшему до нас описанию и сильно впечатлился жизненной дорогой героя. Видимо, культ этого рыцаря-трубадура к тому времени уже полностью оформился. Что, правда, не помешало автору "Божественной комедии" поместить героя в один из кругов ада как центрального постояльца. Не забыв похвалить щедрость. Но то Данте. Другие на том же материале делали совсем иные выводы.

Бертран де Борн в "Божественной комедии" находится на 8 круге ада и держит свою голову, отрезанную за то, что сеял раздоры и ссоры при жизни. Иллюстрация Гюстава Доре (Gustave Doré)
Бертран де Борн в "Божественной комедии" находится на 8 круге ада и держит свою голову, отрезанную за то, что сеял раздоры и ссоры при жизни. Иллюстрация Гюстава Доре (Gustave Doré)

Есть мнение, что Ричарду I прозвище Да-и-Нет дал именно Бертран де Борн – на правах старшего товарища и близкого друга. Но это не основное его наследие. До нас дошли 46 полных произведений (одно даже с нотацией и примерно пяток контрафактур – на мелодии других трубадуров) и фрагменты полудюжины песен. Так же нам известно имя жонглера, который профессионально исполнял песни рыцаря-трубадура – Папиоль. То есть трубадур в ту пору работал автором-песенником, и ему обязательно требовался голосистый артист-исполнитель для популяризации.

Из 46 известных песен 1 является религиозным гимном, 1 является, по сути, памфлетом против клеветы в адрес автора, 2 песни о геройствах крестоносцев, 3 плача (стихотворные некрологи), 3 романтических любовных канцоны и оставшиеся 33 – чистейшие сирвенты. То есть такой прообраз открытой политической полемики в стихотворной форме. Собственно, из этого соотношения тем без особо глубокого анализа сразу понятны авторские приоритеты.

Проведя почти всю активную пору в битвах и войнах, Бертран де Борн не защищал границ отчизны и не отбивал Святыни у неверных. Всю свою карьеру он участвовал только в междоусобицах. Зато самым деятельным образом.

Рыцарь начала XIII века. Иллюстратор: Graham Turner
Рыцарь начала XIII века. Иллюстратор: Graham Turner

Прежде всего, ему довелось воевать с другом своего детства будущим Ричардом Львиное Сердце. Так требовал долг – Ричард в ту пору ополчился на своего старшего брата и Бертран как верный вассал не мог иначе. Правда, вскоре Молодой король умер и Ричард, памятуя о закадычном враге, осадил замок Бертрана де Борна. Последний, видя бесплотность сопротивления, открыл ворота, сдался Ричарду и покаялся. За что и был прощен без всяких оговорок – еще и денег получил на восстановление замка и исправление осадных повреждений.

Верность долгу не мешала рыцарю воевать с собственным младшим братом. Хотя в оправдание его можно сказать многое.

Прежде всего, как старший сын, Бертран де Борн унаследовал отцовский титул (виконт – старший сын графа) и земли. Но младший брат Константин очень удачно женился, получив за невестой приданое, сразу сделавшее его сеньором Бертрана. Так что старшему брату приходилось платить младшему, что в ту пору являлось нарушением всяческих норм. Предвидя это, граф-отец сделал обоих братьев равными владельцами одного замка (Отфор), но это все равно не решило проблемы. Так что вскоре Бертран затеял войну с Константином. А тот обратился с жалобой к Ричарду I. И началась такая каша, что современные историки до конца в ней так и не разобрались – уж очень плотно накладывалось одно на другое.

Шато де Отфор (Château de Hautefort) - замок нашего рыцаря. Он был реконструирован в XVII столетии
Шато де Отфор (Château de Hautefort) - замок нашего рыцаря. Он был реконструирован в XVII столетии

Интересно, что сам Бертран де Борн мог называть в стихах Ричарда то самым великим рыцарем человечества наравне с Роланом, то вдруг делал его предводителем трусов – такая полярность вообще характерна для поэтического языка данного трубадура. На что Ричард нисколько не обижался – он и сам знал толк в стихосложении.

Метания из одной крайности в другую встречались и в любовных произведениях де Борна. Как-то раз он излишними публичными намеками обидел свою даму сердца, отчего та прекратила с ним всяческое общение. Желая вымолить прощения, рыцарь сочинил любопытное произведение, в котором перечислял прелести всех местных красавиц и утверждал, что полный набор достоинств есть только у вышеозначенной дамы.

Вам под стать
Ни единой не сыскать,
Я возьму и здесь и там
Все у каждой по частям.
И красавицу иную
Обрету я — составную.

У Бертрана были две жены (последовательно, а не сразу) и четыре сына от них (плюс одна дочь). До зрелого возраста дожили два сына. После смерти Ричарда I поэт решил оградиться от мирской жизни. Он разделили имущество между двумя сыновьями, большая доля которого досталась старшему – тоже Бертрану. А сам ушел в монастырь, где и прожил примерно 20 лет до смерти, которая наступила между 1210 и 1215. Точная дата неизвестна, но в 1215 его поминают уже как умершего в заупокойной службе.

Сын Бертрана, унаследовав титул и замок отца, унаследовал и часть его таланта. Он тоже стал трубадуром, пусть и не таким ярким.

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.