Пока только одна из шести компаний получает высокую отдачу от ИИ. Большинство же утверждает, что получит таковую в течение двух лет. Но сначала нужно преодолеть барьеры.
В глобальном опросе консалтинговой фирмы Protiviti приняли участие триста руководителей высшего звена и их непосредственные подчиненные. 16% из них ответили, что их компании получают “высокую” или “очень высокую” отдачу от своих инвестиций в ИИ. Но более половины респондентов (52%) сообщили, что через два года также получат высокую отдачу.
Во-первых, есть риски
Несмотря на усиленную кибербезопасность, как преимущество ИИ, доступ к конфиденциальным и личным данным всегда связан с опасностью.
“Когда у вас есть правила, например, такие как недавно принятые в Европейском Союзе правила обработки персональных данных [GDPR], ставки становятся выше, - говорит Трайуон Канадей, управляющий директор компании Protiviti. - Вам необходимо знать, что эти алгоритмы используют личные данные как с точки зрения закона, так и с точки зрения этики и что они одновременно тщательно защищают эти данные”.
Во-вторых, существуют и другие нормативные ограничения
Организации должны иметь возможность проводить аудит своих передовых приложений искусственного интеллекта не только для обеспечения безопасности данных, но и для того, чтобы руководители компаний понимали, как работают приложения.
“Когда вы начинаете смотреть на такие вещи, как ГО, где компьютеры по сути пишут свои собственные алгоритмы - как это можно проверить? - говорит Канадей. - Может ли регулятор быть в чём-то уверен, ведь не каждый понимает, как ИИ придумывает свои ответы...”
В-третьих, только половина компаний осторожна…
...и применяет такую же строгость к бизнес-кейсам ИИ, как к другим инвестициям. Примерно каждый третий основывает инвестиции в ИИ исключительно на доказательстве концепции, в то время как каждый пятый не требует ни ROI, ни доказательства концепции.
В-четвертых, негативное освещение в СМИ
Убедительные доказательства концепций и пробных проектов все равно необходимы, потому что высшее руководство просто скептически относится к передовому ИИ. Среди участников опроса лишь 8% опрошенных генеральных директоров, 14% исполнительных директоров и 21% финансовых директоров видят ИИ существенным или очень важным для будущего их бизнеса.
Одна из причин - освещение ИИ в СМИ часто негативное. Уважаемые голоса усилили возникшую озабоченность.
Неудивительно, что многие руководители технологических компаний не согласны со своими нетехническими коллегами: 57% технических директоров и 46% ИТ-директоров признают важность внедрения продвинутого ИИ.
Компания Protiviti советует избегать крупных инвестиций в инфраструктуру на ранних стадиях. “Пробные проекты должны решать простые задачи, которые нелегко решить с помощью других аналитических подходов", - говорится в отчете. Однако выбор верных приложений может быть затруднен, поскольку компании имеют дело с устаревшими системами и другими проблемами инфраструктуры, отмечается в документе.
В-пятых, некому внедрять ИИ
Университеты не выпускают достаточно квалифицированных специалистов по ИИ, что порождает войну талантов и повышает зарплаты.
Кроме того, Канадей говорит, что конечной задачей для компаний является поиск людей, которые понимают как бизнес, так и технологии. Часто они сильны либо в одном, либо в другом. “Вам нужны люди, которые могут соединить эти области", - говорит он.