Когда Патриаршие пруды еще были Пионерскими
olga dor
Родственники жили в Трехпрудном переулке, дом № 5*, до 1980-х (потом дом расселили под капремонт и родню сослали в Строгино). Коммуналка была небольшая. Кухня метров 12, с неработающей огромной печью сверху накрытой фанерой. Вдоль стен тянулись толстенные подвесные полки, на них располагалось множество диковинных вещиц. Запомнились латунные ёмкости для варки варенья, которыми иногда пользовались все жильцы. Еще была большая тяжелая мельница для кофе, несколько чугунных утюгов. Корявая дверь с громадным засовом вела на черный ход. Черным ходом иногда пользовались. Там было темно и страшно. Я боялась даже выглядывать за эту дверь.
Чтобы войти в туалет, надо было пройти через «умывальную», где располагалась раковина. Унитаз стоял на возвышении, как говорила бабушка, на «пьедестале». Рядом с кухней была комната для прислуги, метров 5-6, с узким, как бойница, окошком. В ней никто не жил, жильцам она служила кладовкой и одновременно гостевой комнатой - там стояла железная кровать «с шарами» и огромный старинный шкаф, набитый старым барахлом.
Дальше был вход в самую большую комнату с восьмигранным эркером. Эта комната не принадлежала моей родне, я была в ней всего пару раз. Там жила одинокая женщина стоматолог. Пациенты дарили ей конфеты, которые она не любила, и она щедро угощала меня. Ещё две комнаты (смежные) принадлежали моим родственникам. В первой жили тетя с мужем, в дальней - бабушка.
Бабушка водила меня гулять на Пионерские пруды. Знаете, где это? Да, сейчас это вновь Патриаршие пруды, пафосное, тусовочное местечко. А во времена моего детства там была детская площадка с песочницей. Бабушка меня запускала на эту площадку, а сама шла на скамейки, стоявшие неподалеку, как она говорила «общаться». Я помню тех бабушек - в нитяных перчатках и шляпках с кокетливыми вуальками. Моя была такая же.
Если они хотели обсудить что-то не предназначенное для детских ушей, то легко переходили на французский. Забавно называли друг друга: например, бабушка моя Прасковья Ивановна именовалась Паней. Анна Серафимовна была Нетой, Людмила Сергеевна- Мими, Лидия Мироновна - Лика, а моя тёзка Ольга Евгеньевна - Лёля. Все эти Мимиши и Ликуси на момент моего детства были мне совершенно не интересны и казались ужасно скучными. Эх, сейчас бы я наверное сидела и слушала их, не дыша.
* Дом № 5 по Трехпрудному переулку, он же «Дом со скворечником» - доходный дом архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее, автора московских «тучерезов», построенный им в 1911 году. Он сам жил в доме на последнем этаже и из «скворечника» наблюдал за окрестностями.
Еще о Трехпрудном переулке: "Здесь начинался бодиарт"; из жизни звезды русского романса Изабеллы Юрьевой; "Сквот по четвергам".
Фото Алексея Мощенкова и Елены Головань
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru