На прошедшей Game Developers Conference Google анонсировала облачный игровой сервис Stadia - революционная (по мнению самой Google) игровая площадка, конечная цель которой - максимальная гибкость в получении игрового опыта для любой аудитории независимо от вашего девайса - будь то ПК, древний телефон или игровая консоль. Облачный гейминг - уже не в новинку для индустрии, Playstation уже давно запустила сервис Now; Microsoft также делает огромную ставку на "облачное" будущее гейминга; некоторые игры вроде Resident Evil 7 уже можно поиграть на Nintendo Switch через поток (пока, правда, только в Японии). Напрашивается закономерный вопрос: чем может удивить Google?
Доступность
Действительно, в теории если все, что тебе нужно для игры, это открыть браузер Chrome (а запуск Stadia осуществляется именно с него) и нажать на одну кнопку - это очень удобно, философия "игры - для всех" как нельзя лучше вписывается в подобный формат. На демонстрации нам показали как легко ты можешь начать играть на древнем ПК, и затем моментально переключить свой геймплей на телефон (в перспективе и на любой другой девайс), в этой статье я отталкиваюсь от некой игровой "презумпции невиновности" и целиком и полностью верю что показанное нам было самым настоящим функционалом Stadia, без фокусов, с этой точки зрения - это невероятно удобно, я всеми руками за доступность игрового экспириенса в массы без заморочек с железом и игровыми платформами (но не без ложки дегтя, но об этом ближе к концу статьи).
Не ясно совершенно другое - это тарифный план сервиса, о предполагаемой цене на самой презентации не было сказано ни слова, навряд ли годовая подписка будет стоить заоблачных денег, но факт того что Google молчат говорит лишь о том, что они пока сами не знают какой на все это повесить ценник.
Другой вопрос который не дает покоя: на каких условиях заключается сотрудничество с разработчиками игр? А если быть более точным, за счет чего девелоперы получают свой процент? Если речь идет, например, о каждом часе проведенном в их игре, то здесь в куда более выгодном положении будут разработчики всевозможных "игр-сервисов" вроде Overwatch, потому что такие игры подразумевают, что игрок проведет в них не одну сотню часов, когда сингл плеер экспириенс в среднем насчитывает 15-20 часов, если речь идет о таком же среднем игроке которого не волнует полноценное прохождение на все 100%.
Гибкость
На презентации было прямым текстом сказано "Ваша игровая платформа - наш дата центр", иными словами, за обработку всех данных будет отвечать сервер в дата центре Google, продемонстрированные спецификации вполне могут предоставить игрокам полноценный 1080/4к игровой экспириенс при условии наличия стабильного интернета, однако сложно сказать, будет ли этого достаточно для гейминга в 8к и 60 кадров в секунду.
Ну и подобно кислой вишенке на торте, у многих к этому моменту мог зародиться логичный вопрос: какая будет нужна скорость для потоковой игровой сессии 4к/8к? Для нас, Россиян а также стран СНГ этот вопрос стоит менее остро, поскольку наш интернет довольно долго был (и в целом до сих пор является) частным сектором, при нынешнем качестве российского интернета он является чуть ли не самым дешевым в мире, поэтому с учетом того, что технологии не стоят на месте (и на секунду предположим что автономный интернет обойдет нас стороной), более быстрый интернет для полноценной игры в Stadia навряд ли сильно ударит по нашему карману, но СНГ - далеко не целевой рынок Google, а ведь на презентации было ясно сказано, что сервис планирует охватить 2 миллиарда игроков. Отсюда вытекает вполне явная проблема - в мире попросту нет 2 миллиардов игроков с достаточной для 4к/8к и 60 fps скоростью, а если и есть, то скольким из них интересна Stadia - уже совсем другой вопрос.
Stadia позиционируется как чуть ли не самая лучшая платформа для разработки игр, в течение конференции нам показали внушительный список всевозможных графических и физических движков, с которыми совместима платформа, другая сторона вопроса что из интересных игр которые будут на платформе нам показали пока что Assassin's Creed Odyssey и Doom Eternal. Однако, кроме id software и ubisoft нам пока не продемонстрировали кто еще заинтересован в запуске своих игр на платформе от Google.
Функционал
Самая распиаренная фишка платформы, на которой презентации уделили объемный пласт времени - это возможность серверов трекать место положения, инвентарь и прочие характеристики игрока, который выложил прохождение на ютуб, давая возможность смотрящему начать игру по нажатию одной кнопки прямо с того места, на котором он поставил видео на паузу, более того, игрокам предлагается ворваться в матч любимого стримера и поиграть вместе с ним, Google объяснила эту возможность тем, что непосредственно игроки и стриминг игр это все же две разные сферы (спорное заявление), и такая фича поможет им сблизиться.
Разве не круто? Определенно да, но опять нельзя не обойти стороной спорные моменты. Во-первых, будет ли действительно нужна и полезна функция старта одиночной игры с какого-то специфического момента? Скорее да, если речь о чем-то более менее казуальном, и скорее нет, если мы говорим о сюжетном ААА проекте, где вхождение в игру осуществляется постепенно, вообще достаточно странно со стороны Google было показывать эту фичу на примере Assassin's Creed, спросите себя, хотите ли вы начать играть в большую сюжетную игру с определенного момента? С другой стороны, это может быть очень хорошей функцией если вы хотите приобрести физическую копию данной игры, но согласитесь, это звучит слегка странно - оплачивать облачный сервис чтобы щупать ААА проекты чтобы затем купить их физическую версию.
Во-вторых, сложно сказать насколько желанна функция присоединения в комнату к конкретному стримеру, ведь (внезапно) далеко не все любят этих самых стримеров, многие наверняка будут пользоваться этой функцией чтобы руинить матчи и выводить их себя, хотя опять же - формат интерактивного стрима очень интересен, например есть прохождения GTA San-andreas где зрители могут включать определенные читы, да и Mixer вроде как предлагает похожу функцию игры со стримером.
В-третьих, инпут лаг - не ясно как сервер будет своевременно учитывать вводимые игроками команды таким образом, чтобы не испортить их мультиплеерный матч (держим в уме что он еще должен заново собрать комнату как только присоединяется новый игрок), но все же скрещиваю пальцы за Google и надеюсь что у них все получится.
Кстати говоря об инпут лаге, на конференции был представлен фирменный гугловский геймпад (но вы конечно же, можете использовать любой удобный для вас способ игры, будь то клавомышь или контроллер), созданный специально для Stadia, который якобы подключается к серверам напрямую через Wi-Fi и обеспечивает наименьший инпут лаг, что конечно же далеко от правды, и инпут лаг равен аналогичным беспроводным контроллерам от Microsoft, Sony или Nintendo, подробнее об этом в видео от Digital Foundry.
Эстетика
Последнее, о чем я бы хотелось бы поговорить (да, это именно та ложка дегтя) это конечная игровая эстетика. Не поймите меня неправильно, но в собирании коробок, консолей, игровых железок, погоне за кадрами в секунду - во всем этом есть своя собственная романтика, некий азарт, Stadia обезличивает все это, и полюбоваться на досуге своей полочкой с играми не представляется возможным. Возможно не очень рационально уходить настолько далеко вперед, и рассуждать о преимуществах облака и коробок, в конце концов не ясно как в итоге геймеры отреагируют на все это, но с одним фактом спорить бесполезно - облачный гейминг интересен, это неразведанная территория которая может одинаково как и обернуться провалом, так и стать новым будущим, но почему-то невзначай напрашиваются параллели с кассетными плеерами, которые со временем сместили дисковые, а затем и вовсе все перешло на цифровой формат, как будет на деле, поживем - увидим.