Найти тему
Русский мир.ru

Ветер, песни и свобода

Когда Багрицкий умер, газеты писали, что это самая крупная потеря русской поэзии после Маяковского. Мозг его сразу отправили в лабораторию по изучению гениальности. «Смерть пионерки» читали все школьники вплоть до перестройки. А потом поэт Багрицкий оказался во втором, третьем, четвертом ряду – да так и застрял там, для одних переоцененный, для других – недооцененный.

Текст: Ирина Лукьянова, фото предоставлено М. Золотаревым

Биографы Багрицкого обычно пишут, что его детство прошло «в затхлой среде еврейского мещанства», против которого он бунтовал. Подробные сведения о семье Багрицкого содержатся в книге Моники Спивак «Мозг отправьте по адресу», и они основаны на данных опроса жены и близких друзей Багрицкого, которые в 1935 году, после смерти поэта, провел сотрудник Института мозга Григорий Поляков. Легенда о «затхлой среде мещанства» не находит подтверждения.

Эдуард Дзюбин (в документах также встречается написание «Дзюбан») родился 3 ноября 1895 года в одесской еврейской семье среднего достатка. Отец, Годель Мошкович, служил приказчиком в магазине одежды. Он пытался открыть свой магазин, но разорился и снова пошел работать приказчиком. Мать, Ита Абрамовна, была домохозяйкой. Она любила красиво одеваться и читать романы; именно она назвала мальчика таким пышным именем. Ребенок был единственным в семье, его баловали, покупали игрушки, но он играть в них не любил, зато любил вырезать фигурки из бумаги и слушать сказки. Занимался с домашним учителем, учился хорошо, разве что равнодушно относился к занятиям древнееврейским языком.

Годель Мошкович Дзюбин, отец поэта
Годель Мошкович Дзюбин, отец поэта

Отец однажды подарил ему птицу в клетке. С тех пор Эдуард заинтересовался птицами, а потом и рыбами – они до конца дней остались главным его увлечением. Одной из его любимых книг была «Жизнь животных» Брэма; уже в юности Эдуард мог мастерски подражать птичьему свисту и был отличным птицеловом.

Юрий Олеша писал, что Багрицкий перед самой смертью говорил сиделке в больнице: «Какое у вас лицо хорошее, – у вас, видно, было хорошее детство, а я вспоминаю свое детство и не могу вспомнить ни одного хорошего дня». Хорошенький, любимый и балованный мальчик, отличник, любитель сказок – что же случилось с ним? Откуда появилось жуткое стихотворение «Происхождение», яростный бунт против мира, в котором он рос? «Еврейские павлины на обивке, // Еврейские скисающие сливки, // Костыль отца и матери чепец, – // Все бормотало мне: // – Подлец! Подлец!»

Мама возмущалась: я никогда не держала дома скисших сливок! «Он жил на Ремесленной улице, в затхлой еврейской квартире, с громадными комодами среди темных углов… Это было очень неуютное, мертвое жилище», – пишет Олеша.

Во время учебы в реальном училище. Одесса. 1911 год
Во время учебы в реальном училище. Одесса. 1911 год

Родители хотели, чтобы сын стал инженером, врачом или адвокатом, но сам он мечтал стать художником и просился в художественное училище. Однако его отдали в реальное училище им. святого Павла, основанное при немецкой лютеранской церкви. А через год перевели в другое реальное училище – Валериана Жуковского. Первое время он учился хорошо, а потом ему надоело. Уже взрослый, на встрече с пионерами он рассказывал: «По всем предметам у меня стояли двойки, а по истории и русскому языку были пятерки». Одноклассник Багрицкого Даниил Деснер вспоминал: «Нужно сказать, что учился он не особенно успешно, но зато карикатуры на педагогов рисовал он мастерски…»

ТУДА, ГДЕ КАРАВЕЛЛЫ

Эдуард стал публиковаться в ученическом журнале «Дни нашей жизни», который издавался в гимназии Раппопорта; его редактор придумал Эде Дзюбину псевдоним – Дэзи, созданный из двух первых букв фамилии. Дэзи оказался плодовитым автором – чуть не половину журнала занимали его стихи и рисунки. Деснер вспоминает, что из училища Эдуарда исключили за «тихие успехи при громком поведении».

Одесса, Екатерининская улица. В доме № 59 Багрицкий жил с 1900(?) по 1911 год
Одесса, Екатерининская улица. В доме № 59 Багрицкий жил с 1900(?) по 1911 год

Вступив в подростковый возраст, мальчишка отбился от рук: стал прогуливать уроки, связался с дурной компанией. Они вместе уходили на море или в парк, где смущали парочки нецензурной бранью. Он любил ловить птиц, вместе с рыбаками ходил в море и продавал улов на базаре. Дома его пытались призвать к порядку, наказывать, но безуспешно. Отец кричал на него, он кричал на отца, мать не знала, что делать. Конфликт с благополучным миром родителей, подростковый бунт в стихах перерастает в бунт поэта против мещанской среды, в борьбу за право жить полной жизнью и делать то, что считает нужным.

Образование Эдуарда закончилось в 1916 году: после реального училища он отучился на землемерном отделении политехнических курсов инженера Лидендера. Но основное образование он получил самостоятельно, бесконечно много читая. Стихи он писал лет с пятнадцати. В Одессе в это время в моде был Северянин, и Багрицкий подражал ему, как и все. Первая публикация Багрицкого состоялась в 1914 году в альманахе «Аккорды», тогда еще он подписывал свои стихи «Э.Д.» и «Дэзи».

Петр Пильский (в центре) среди участников одесского вечера молодых поэтов. Валентин Катаев сидит на полу
Петр Пильский (в центре) среди участников одесского вечера молодых поэтов. Валентин Катаев сидит на полу

В 1914 году журналист Петр Пильский задумал предприятие, о котором Валентин Катаев поведал в рассказе «Первая встреча»: он решил собрать молодых поэтов и устраивать поэтические концерты в дачных театрах, развлекая скучающих дачников. Поэты получали аудиторию и славу, Пильский – деньги. Именно на отборе поэтов у Пильского встретились гимназист Катаев и Багрицкий, с этого началась их многолетняя, оборванная лишь смертью Багрицкого дружба.

Одесский краевед и литературовед Семен Лущик нашел афишу, извещающую, что 15 июня 1914 года в курзале Хаджибеевского парка состоится «Вечер поэтов», в котором среди прочих примут участие Эдуард Багрицкий, Семен Кесельман, Валентин К. (Катаев – гимназистам такие выступления запрещались, поэтому фамилию не назвали. – Прим. авт.), Анатолий Фиолетов. Фиолетов, кстати, от рождения носил фамилию Шор; псевдонимы Шор и Дзюбин выбирали вместе, выбрав по жребию два красивых цвета. С этого времени он меньше хулиганил и больше времени проводил в компании молодых поэтов.

Шарж С. Кесельмана "Оловянные дудки"
Шарж С. Кесельмана "Оловянные дудки"

Довольно скоро собранная Пильским компания поэтов стала издавать собственные поэтические сборники с необычными названиями и модернистскими иллюстрациями Сандро Фазини, брата Ильи Ильфа, – «Серебряные трубы», «Авто в облаках», «Седьмое покрывало», «Чудо в пустыне». Багрицкий был их постоянным автором, не только под собственным именем, но и под псевдонимами, среди которых был один женский – Нина Воскресенская.

Семен Кесельман, который участия в этих сборниках уже не принимал, в шарже «Оловянные дудки» изобразил поэтов – участников «Серебряных труб» и под шаржем на Багрицкого подписал: «Главный поэт сборника Эдуард Багрицкий (Дзюбин). Пишущий под псевдонимами: 1) Н. Гумилев, 2) Теофил Готье, 3) Леконт де Лиль, 4) Бодлэр, 5) Там видно будет». Здесь действительно точно очерчен круг чтения молодого Багрицкого, видны его поэтические ориентиры. Он сменяет романтические маски – то он мушкетер, то моряк, то бродяга, – но всегда это веселый искатель приключений.

Участники литературного объединения "Зеленая лампа". Эдуард Багрицкий стоит второй справа. Одесса. 1919 год
Участники литературного объединения "Зеленая лампа". Эдуард Багрицкий стоит второй справа. Одесса. 1919 год

В компании молодых поэтов Багрицкий выделялся – уверенный в себе, крепкий, с характерным одесским выговором, с ухватками уличного мальчишки и эрудицией филолога. На щеке его был шрам – след от детского пореза осколком стекла, но он казался шрамом от сабли; у него недоставало переднего зуба, но и это работало на образ бывалого человека. Отчасти это была поза, самозащита. После перенесенного в 12 лет бронхита Багрицкий всю жизнь страдал тяжелой астмой и задыхался, спасался астматолом – жег травяной сбор в блюдце и вдыхал дым.

Он рвался на волю – в далекие страны, к путешествиям, морям, ветрам, парусам, – но не умел плавать, плохо переносил качку, а мир его часто оказывался ограничен комнатой. По словам Катаева, Багрицкий проводил «большую часть своего времени на антресолях, куда надо было подниматься из кухни по крашеной деревянной лесенке и где он, изнемогая от приступов астматического кашля, в рубашке и кальсонах, скрестив по-турецки ноги, сидел на засаленной перине и, наклонив лохматую, нечесаную голову, запоем читал Стивенсона, Эдгара По или любимый им рассказ Лескова «Шер-Амур», не говоря уже о Бодлере, Верлене, Артюре Рембо, Леконте де Лиле, Эредиа, и всех наших символистов, а потом акмеистов и футуристов…».

С Валентином Катаевым
С Валентином Катаевым

ВЕСЕЛЫЙ СТРАННИК

Стихи, свои и чужие, Багрицкий читал замечательно. Сохранились аудиозаписи его чтения: оно замечательное, голос своеобразный, хриплый, глуховатый, богатый модуляциями.

Поэзия служила для Багрицкого тем самым воздухом, которого ему, бунтарю по натуре, так не хватало. Писатель и журналист Лев Славин писал: «Он был воздержан в пище. Почти не курил. Не пил. (Тут Славин не прав: совсем не пил Багрицкий в последние годы; в молодости мог выпить очень много и почти не пьянел. – Прим. авт.) И вообще не обладал ни одной из тех фламандских страстей, которыми он так охотно наделял своих героев. Он был путешественником в мечтаниях. Он был обжорой, атлетом, пьяницей, гулякой, ловеласом и удальцом в мечтаниях».

Он был неоромантиком – таким же, как Александр Грин и молодой Горький, – влюбленным в простор, свободу и стихию. В нем много было от горьковского босяка – и бытовой аскетизм, и веселое отсутствие всякой щепетильности. К примеру, в романе Георгия Шенгели «Черный погон» есть персонаж Кардан, прототипом которого стал Багрицкий: он является к рассказчику в гости, берет денег купить еды, присваивает сдачу, съедает всю еду и уходит. Он мог не делиться едой с женой и сыном; мог устроить гадость человеку, который ему ничего плохого не сделал. Его нормы морали определялись не то кодексом чести одесских подростков-босяков, не то философией выживания военного коммунизма: для него немыслимо было разве что обворовать товарища, отнять у своего – в остальном же и материальный мир, и человеческий был для него не особенно важен. Может быть, именно эта несформированность личной этики и не дала ему – при его феноменальной музыкальности, при поразительном таланте – стать по-настоящему крупным поэтом. По-настоящему, а не по меркам 30-х годов ХХ века, когда его стремительно канонизировали как советского гения.

Правда, в отличие от горьковских ницшеанцев, он был босяком веселым, босяком-поэтом, так что и любимые герои у него – веселые, неунывающие бродяги: птицелов Дидель, Робин Гуд, Тиль Уленшпигель…

С женой Лидией
С женой Лидией

«НАС ВЕЛ ЭДУАРД»

Осенью 1917 года в Новороссийском университете появился литературный кружок, из которого потом выросла одесская «Зеленая лампа» – поэтическое общество, в которое входили Юрий Олеша, Валентин Катаев, Зинаида Шишова, Аделина Адалис и другие молодые поэты. Багрицкий формально ни в какие общества не вступал, но его лидерство признавали все. «Мы шлялись табуном, крича стихи или издеваясь друг за другом, – вспоминала Адалис. -– Здоровые, полуголодные ребята, мы были злы, веселы и раздражительны. Нас вел Эдуард. Что скрывать! Нас томил голод, зависть к богатым, хитрые планы пожрать и пошуметь за счет презираемых жертв – богатых студентов и наивных или полусумасшедших старух. Нас томила неимоверная жадность к жизни, порождающая искусство…».

На студенческих «интимных чтениях» он читал стихи, закрыв глаза – сначала от страха, чтобы не видеть зала, потом – чтобы лучше представлять себе поэтические образы. Уже тогда он мог на спор написать за пять минут сонет на любую заданную тему – и на одном из первых чтений в битком набитой университетской аудитории справился с заданием, написав, к восторгу публики, сонет на тему «Камень».

На собрания «Зеленой лампы» Багрицкий всегда приносил что-то новое; читали друг другу свое, свирепо критиковали друг друга. Багрицкий однажды, уже после революции, объявил себя поэтическим ВЧК – комиссаром на страже хорошего вкуса. Для всех участников «Лампы» кружок стал литературной школой, а Багрицкий для многих – учителем.

Он чутко ловил ветер времени, хотя не интересовался политикой. Первая мировая обошла его, астматика, стороной, но именно ему принадлежат пронзительные строки о поколении мальчиков, ушедших на эту войну:

Печальные дети, что знали мы,

Когда, прошагав весь день

В портянках, потных до черноты,

Мы падали на матрац.

Дремота и та избегала нас.

Уже ни свет ни заря

Врывалась казарменная труба

В отроческий покой.

В начале войны он служил редактором в Одесском отделении Петроградского телеграфного агентства, печатался в газете «Южная мысль». Февральская революция подхватила его и завертела: «…передают, что во время Февральской революции вместе со всей студенческой молодежью громил полицейские участки, – пишет Моника Спивак. – Короткий промежуток времени в 1917 г. служил в милиции, главным образом из-за любви к оружию. Багрицкая передает, что, по его рассказам, много ездил в это время вылавливать бандитов вместе с матросами в «чайных домиках». Необходимо подчеркнуть, что это привлекало его исключительно своей «романтической» стороной. Литературная деятельность в это время, несмотря на все пертурбации, связанные с революцией, продолжалась».

С сыном Всеволодом
С сыном Всеволодом

В поэме «Февраль», которая, как сообщали друзья Багрицкого, имеет автобиографическую основу, как раз рассказывается о таком рейде в «чайный домик» – публичный дом, где герой поэмы встречает девушку, в которую давно и безответно влюблен и которая ему презрительно отказала во внимании. Впрочем, финал поэмы – совершенно вымышленный: «Там почти все правда, все это со мной было, – рассказывал Багрицкий, – когда я увидел эту гимназистку, в которую я был влюблен, которая стала офицерской проституткой, то в поэме я выгоняю всех и лезу к ней на кровать. Это, так сказать, разрыв с прошлым, расплата с ним. А на самом-то деле я очень растерялся и сконфузился и не знал, как бы скорее уйти».

В ноябре 1917 года, когда советская власть еще не пришла в Одессу, он уехал в Персию, в войска царского генерала Баратова – вероятно, в поисках приключений. Там он служил делопроизводителем в 25-м врачебно-питательном отряде Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам. Научился ездить на верблюде. Вернулся, когда военные действия прекратились, – в феврале 1918 года. И до 1920 года, пока в Одессе не установилась советская власть, печатался в одесских изданиях, организовывал поэтические выступления и выступал с чтением стихов.

Молодой поэт Лев Славин пришел к Багрицкому, который жил с мамой, и запомнил его таким: «Я увидел человека худого и лохматого, с длинными конечностями, с головой, склоненной набок, похожего на большую сильную птицу. Круглые серые, зоркие, почти всегда веселые глаза, орлиный нос и общая голенастость фигуры усиливали это сходство. <…> Есть натуры закрытые, которые узнаешь исподволь, Багрицкий был, наоборот, человеком, распахнутым настежь, и немного мне понадобилось времени, чтобы увидеть, что эта зоркость и сила Багрицкого и словно постоянная готовность к большому полету были точным физическим отражением его душевных качеств».

Заседание Литературного центра конструктивистов. Эдуард Багрицкий первый слева. 1929 год
Заседание Литературного центра конструктивистов. Эдуард Багрицкий первый слева. 1929 год

В апреле 1919 года в Одессу вошли красные. Через несколько дней после этого литераторы на своем собрании решили учредить профсоюз. Бунин, побывавший на этом собрании, писал, что Багрицкий с друзьями кричали: «Долой! Долой! К черту старых, обветшалых писак! Клянемся умереть за советскую власть!» Александр Биск вспоминал, что Багрицкий требовал убрать председателя собрания, старого литератора Кугеля, назвал его старой вороной и потребовал дать дорогу молодым. Он действительно скоро «встал на советскую платформу», как тогда говорили. В том же апреле он вступил в Особый партизанский отряд имени ВЦИК, который скоро стал Отдельной стрелковой бригадой 14-й Красной армии. В отряде он был инструктором политотдела: писал листовки, сочинял агитки. Он, способный неделями работать над поиском самого точного слова, халтуру гнал километрами, рифмуя что угодно с чем угодно.

Он ездил с агитпоездом; Зинаида Шишова, в то время служившая в продразверстке, встретила однажды этот агитпоезд на путях, заваленных финиками, оставшимися от отступавших французов. «Эдя первый увидел и окликнул меня, – вспоминала она. – Он сидел с машинистом в кочегарке, был измазан сажей и смеялся. <…> Багрицкий насыпал мне полные карманы фиников. Конечно, это было получше французского же горохового хлеба, которым мы питались в Одессе».

В революции Багрицкий нашел ту свободную стихию, о которой написаны его лучшие стихи – в том числе дикие и вольные «Контрабандисты»: «Так бей же по жилам, // Кидайся в края, // Бездомная молодость, // Ярость моя! // Чтоб звездами сыпалась // Кровь человечья, // Чтоб выстрелом рваться // Вселенной навстречу, // Чтоб волн запевал // Оголтелый народ, // Чтоб злобная песня // Коверкала рот, – // И петь, задыхаясь, // На страшном просторе: // «Ай, Черное море, // Хорошее море..!»

Он служил в ЮгРОСТА, сочинял агитационные четверостишия к плакатам, иногда и сам рисовал. Когда Гражданская война закончилась, он принимал участие во всех одесских поэтических начинаниях – «Коллектив поэтов», «Мебос», «ХЛАМ», «Пэон четвертый»… «От Багрицкого исходило непрерывное воодушевление, – писал Лев Славин. – Будучи, как все талантливые люди, чрезвычайно щедрым, он разбрасывал темы, идеи, образы походя, в разговоре. <…> Уже тогда Багрицкий стал тем, чем он был впоследствии в Москве: неофициальным литвузом, вольным университетом поэзии на дому». Очень интересно замечание Славина о том, что Багрицкий долго и трудно пробивался к себе самому сквозь огромную поэтическую библиотеку в собственной голове: не было, кажется, такого поэта, чьих стихов он не знал бы наизусть.

НОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

В 1920 году он познакомился с будущей женой. Лидия Густавовна была старшей из трех сестер Суок; вторая сестра, Ольга, впоследствии стала женой Олеши, в третью, Симу, Олеша был безнадежно влюблен, но она предпочла ему Владимира Нарбута. Лидия уже побывала замужем, ее супруг погиб в Первую мировую. Семейная жизнь была совершенно аскетичная – ни мебели, ни вещей, ни еды. Кровать заменяла охапка сена. Когда родился ребенок, будущий поэт Всеволод Багрицкий, у него не было даже пеленок; соседка по коммунальной квартире, увидев, что младенец лежит на грязном полу, решила, что это подкидыш. Маленькая дочка этой пары умерла от истощения; ее похоронили в степи; Багрицкий выстрелил из винтовки над ее могилой.

Эскизы Э. Багрицкого к "Окнам ЮгРОСТА"
Эскизы Э. Багрицкого к "Окнам ЮгРОСТА"

Друзья его перебирались в Москву. Багрицкий оставил Одессу едва ли не самым последним из всех. Катаев написал рассказ «Бездельник Эдуард», в котором с любовью, ехидством и безжалостностью рассказал о быте Багрицких, живших продажей старых вещей. Лидия Багрицкая после этого долго с ним не разговаривала. «Он был страшно беден, этот долговязый поэт, попавший в переделку неожиданных событий. Страшный лентяй, плут и авантюрист, он был достойным учеником своего легендарного учителя, славного мэтра Артюра Рембо. И хотя ему было не суждено торговать неграми, он не без успеха занимался другими делишками в том же духе, – писал Катаев. – <...> В самое короткое время он перепробовал изрядное количество профессий – от собственного военного корреспондента радиотелеграфного агентства до заведующего красноармейским клубом. Но отовсюду его выгнали, так как ни на какую работу он не годился. Он умел лишь писать великолепные стихи. Но они-то как раз никому и не были нужны. <...> Съесть полфунта колючего хлеба было для него счастьем, а посидеть в теплой комнате – невероятным, сказочным сном».

В 20-х Багрицкий работал в газете «Моряк» вместе с Паустовским. Тот вспоминал: «Багрицкий пришел в линялой ситцевой рубахе с расстегнутым воротом и в стоптанных деревяшках. Он читал свои стихи, и у него билось горло, как оно бьется у птиц, когда они поют. Он задыхался. Иногда его голос падал до шепота и свиста. Стихи были о Черном море. Строфы летели и ударялись, как птицы бьются о клетки, падали, летели снова и снова ударялись, и было ясно, что Багрицкому тесно среди этих слов, что ему, может быть, нужно заглушить море.

Сотрудники газеты – старые капитаны и масленщики с облезлых пароходов, тертые одесские репортеры и голодные машинистки – слушали стихи, боясь кашлянуть и пошевелиться. Когда Багрицкий окончил, величайший скептик боцман Бондарь глухо сказал:

– Сердце у людей заходится от такой песни».

В Москву Багрицкого вытащил Катаев. Приехал за ним в Одессу, купил ему билет на поезд и увез. Потом Багрицкий вызвал в Москву жену с сыном. Паустовский вспоминал, что Багрицкий не знал себе цены, «никогда не ходил один в издательства и редакции, а брал с собой «для храбрости» кого-нибудь из друзей. Переговоры вел главным образом друг, а Багрицкий помалкивал и улыбался».

Он уже тогда мало выходил из дома. Все мемуаристы вспоминают его одинаково: сидящим на тахте, поджав ноги по-турецки, в байковой рубахе, задыхающимся от кашля. «На тахте он был обложен книгами, чужими рукописями стихов и пустыми коробками от папирос. На них он записывал свои стихи. Иногда он терял их, но огорчался этим очень недолго». Читал «Улялаевщину» Сельвинского, писал «Думу про Опанаса», болтал с одесситами. По словам Славина, Багрицкий говорил: «Опанас» был написан из-за синкоп, врывающихся, как махновские тачанки, в регулярную армию строк». «Дума про Опанаса» – чистая стихия Гражданской войны, закрутившая мирного крестьянина Опанаса. Жуткая, вековечная, дикая музыка стихии. Потому и казалась она при любом строе идеологически сомнительной, неверной, – что нет тут правых, нет победителей, есть только сумасшедшая варварская музыка, движение стихий, оживший от злодейства Бирнамский лес или оживающая, как в «Улялаевщине» Сельвинского, земля. И «Смерть пионерки» знаменитая – это тоже гимн невероятному напряжению сил, моменту максимального ощущения живой жизни: «Но в крови горячечной // Подымались мы, // Но глаза незрячие // Открывали мы. // Возникай, содружество // Ворона с бойцом, // Укрепляйся, мужество, // Сталью и свинцом…»

ОДИНОЧЕСТВО ВЕКУ ПОД СТАТЬ

В Москве Багрицкий снимал часть дома в Кунцеве. Здесь он завел птиц в клетках и огромные аквариумы с яркими редкими рыбами. Держал собак – но со временем остались только аквариумы, на которые он мог любоваться часами. У орнитологов и ихтиологов он считался большим знатоком и гордился этим.

У хозяев была дочь Валя – та самая, что стала прототипом Вали из «Смерти пионерки». Ее двоюродная сестра Галина Северина вспоминала необычного жильца родственников, похожего на медведя гризли, его таинственную зеленую комнату – и его веселое «айда за тритонами».

Только в начале 30-х он получил двухкомнатную квартиру, где был хоть сколько-то прочный семейный быт. Он уже был признанным поэтом. В 1930 году вступил в РАПП – может быть, деваться было некуда: в 1929-м РАПП, кажется, выморил и ошельмовал чуть не всех сколько-нибудь значимых литераторов. В этом году написано самое жуткое стихотворение Багрицкого: «TBC» – этой аббревиатурой врачи обозначали туберкулез. К лирическому герою, задыхающемуся в туберкулезном жару и бреду, является призрак Дзержинского и объясняет ему мораль «века-чекиста», стоящего как часовой:

Иди – и не бойся с ним рядом встать.

Твое одиночество веку под стать.

Оглянешься – а вокруг враги;

Руки протянешь – и нет друзей;

Но если он скажет: «Солги», – солги.

Но если он скажет: «Убей», – убей.

Он убеждает биться с «матерым желудочным бытом земли» и героически умереть в этой борьбе. И умирающий герой встает и идет.

Стихи эти можно читать как искреннюю веру в новые заповеди – в пику старым десяти. Можно – как простую констатацию бессмысленной жесткости коммунистической морали, отстраненное изображение повседневного абсурда, как свидетельство дикости нового века, антивитальную философию которого надо принять. Для жизнелюбца Багрицкого это стихотворение – скрежещущее, лающее как кашель – почти смертельное, да и сам Дзержинский, посылающий героя убивать и умирать, – смертельный соблазн, черный человек, «виденье гробовое».

Когда РАПП распустили, Багрицкий был искренне рад.

В последние годы он практически не выходил из дома – чуть не любое движение провоцировало приступ астмы. Он умер от воспаления легких в 1934 году – безупречным советским поэтом, о котором немедленно стали создавать легенды. Николай Харджиев, близко знавший Багрицкого, возмущался: «Живой Эдуард был чрезвычайно мало похож на канонизированное ими чучело. Он был ленив, лжив и притом самый неверный друг в мире. <…> Это был самый неисправимый эклектик, но его юмор и неистовая любовь к стихам заставляли ему прощать многое».

Похоронили его как героя; его гроб сопровождал кавалерийский эскадрон. Это было вполне в его духе.

Очень скоро после его смерти стальной век добрался до его ближайшего круга. В 1935 году после ареста и принудительного психиатрического лечения покончил с собой друг Багрицкого, молодой поэт Николай Дементьев. В 1936 году арестовали Владимира Нарбута, друга и родственника. Лидия Багрицкая пошла хлопотать о его освобождении – и ее саму арестовали в 1937-м. В 1942 году погиб на фронте сын Всеволод.

Но было бы, конечно, неправильно, закончить повествование о Багрицком торжеством смерти. Лучше – стихами о Тиле Уленшпигеле:

Прохожий! Если дороги тебе

Природа, ветер, песни и свобода, –

Скажи ему: «Спокойно спи, товарищ,

Довольно пел ты, выспаться пора!»